Статья опубликована в № 3923 от 23.09.2015 под заголовком: От редакции: Истощение гуманитария

Кому нужны гуманитарии

Для России важнее, как повысить качество высшего образования независимо от специализации

Заявление 26 из 60 японских вузов о сокращении или остановке набора на гуманитарные специальности вновь подстегнуло обсуждение вопроса о том, «кто сильнее» – гуманитарий или инженер. Министерство образования Японии еще в июне призвало вузы сосредоточиться на профессиональном обучении и бизнес-программах, «лучше отвечающих потребностям общества».

Как отмечает в колонке для Bloomberg экономист Ной Смит, спрос на гуманитариев характерен для экономик, большую роль в которых играет сфера услуг, тогда как технари востребованы в экономиках индустриального типа. Сокращение числа гуманитариев в условиях не слишком стремительно растущей японской экономики может способствовать ее дальнейшему торможению.

Развитие современных технологий, все больше ориентирующихся на прямое взаимодействие с пользователем-потребителем, делают гуманитариев востребованнее инженеров и программистов. По прогнозам министерства труда США, число рабочих мест, связанных с преподаванием или взаимодействием с потребителем, к 2022 г. увеличится в стране на 2,1 млн, а число инженерных рабочих мест – всего на 279 000.

На этом фоне трудно не вспомнить о переориентации России с гуманитариев на технарей. О том, что инженеры нужны стране больше юристов с экономистами, сказал еще президент Медведев в 2011 г. С тех пор набор на бюджетные места по гуманитарным специальностям неизменно сокращается. В 2014 г. о «перенасыщении гуманитарием» говорил министр культуры, увеличение приема на технические специальности обещал глава департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобразования Александр Соболев.

Российские чиновники склонны противопоставлять гуманитарные дисциплины техническим, как академическое теоретизирование решению практических задач. Этот подход, характерный для прошлого века, опровергается вполне практическим спросом на гуманитариев в развитых странах.

Впрочем, более важным для России оказывается вопрос не о том, специалисты какого типа актуальны в данный момент, а о том, как повысить качество высшего образования независимо от специализации. Одним из отличий сильного высшего образования является независимость университетов в разработке собственной образовательной стратегии. И централизация управления высшей школой и Академией наук в России этому не способствует. Два главных японских вуза, Токийский и Киотский университеты, отказались подчиниться правительственному циркуляру.