Зачем Сергей Чемезов воспитывает Бу Андерссона

Европейскому менеджменту «АвтоВАЗа» предложено соблюдать неписаные правила игры

Генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов хочет провести воспитательную работу с генеральным директором «АвтоВАЗа» Бу Андерссоном, чтобы тот не выгонял народ на улицу. «Эта практика, наверное, европейская, мы считаем, что этого делать нельзя, надо вести себя гибче», – передал ТАСС слова Чемезова.

Андерссон почти за два года работы сократил численность персонала примерно на 20 000 человек – до 45 000. Чемезов считает, что в отличие от 2008–2009 гг., когда было сокращено около 40 000, увольняемым не помогают с поиском новой работы. На первый взгляд ситуация похожа на идеальный конфликт двух типов менеджеров. Один – либеральный, западный, привык сокращать издержки ради эффективности, второй – крепкий хозяйственник, привык выполнять социальную функцию бизнеса (за счет эффективности, но что делать?). Но не все так просто.

У «Ростеха» блокпакет «АвтоВАЗа» (25% плюс 1 акция), у альянса Renault-Nissan – 51%, Андерссона привели они. Какую воспитательную работу может провести Чемезов?

«Ростех» со своим блокпакетом фактически представляет интересы государства – а для государства «АвтоВАЗ» прежде всего социальный проект: от его работы зависят тысячи людей. С другой стороны, Чемезов по должности и статусу человек, который осуществляет связь с властью, без которой крупному бизнесу в России не выжить. Так что его мнение может весить гораздо больше блокпакета.

А в остальном он, конечно, крепкий хозяйственник, как другие отечественные работодатели, предпочитающие использовать различные варианты частичной занятости: неполную рабочую неделю, простои, когда выплачивается часть зарплаты, и вынужденные отпуска.

«АвтоВАЗ» и в прежние годы занимался серьезными сокращениями персонала, но действовал иными методами. В частности, уволенные работники выводились за штат, но устраивались в разнообразные «дочки» компании. Кроме того, в предыдущий кризис 2008–2009 гг. около 15 000 сотрудников «АвтоВАЗа» были заняты на общественных работах, был запущен процесс переобучения новым специальностям. Тогда трудоустройству уволенных активно содействовало государство.

Нельзя не заметить, что «Ростех» активно использовал трудности предприятия для просьб о помощи. В 2009 г. «АвтоВАЗ» получил ссуду в 25 млрд руб. и многомиллиардные госгарантии по расчетам с кредиторами.

Вероятно, сейчас у государства нет средств, чтобы оказать «АвтоВАЗу», продажи и выручка которого упали из-за кризиса, а также бюджету Самарской области и Тольятти помощь, сопоставимую по масштабам с 2008–2009 гг. В этой ситуации государство пытается переложить социальную ответственность на «АвтоВАЗ» и указывает иностранным менеджерам на необходимость использовать российские практики сокращения издержек на рабочую силу, отмечает регионовед Наталья Зубаревич.

Требования Чемезова пересмотреть практику увольнений также имеют значительную медиасоставляющую: это намек иностранным собственникам в России, что они обязаны соблюдать не только законы (все сокращенные получили положенные им выплаты), но и неписаные правила игры.