Туман сирийского урегулирования

Совет Безопасности ООН отложил решение конкретных проблем ради соглашения по принципиальному вопросу

Совет Безопасности ООН принял резолюцию об урегулировании в Сирии. Ключевые пункты – сохранение единого государства, скорейшее начало переговоров между правительством и оппозицией, принятие новой конституции и проведение выборов в середине 2017 г.

Единогласному решению членов Совета Безопасности помогли обтекаемые формулировки, позволившие преодолеть противоречия вокруг деталей будущего устройства Сирии. Резолюция позволяет заинтересованным сторонам трактовать ее в свою пользу и продолжать сотрудничество, но может вызвать трудности при достижении конкретных соглашений.

Ключевые пункты решения были согласованы в ходе переговоров с госсекретарем США Джоном Керри в Кремле. Вашингтон предпочел не обострять отношения с Москвой и отчасти согласился с претензиями России на роль великой державы. США готовы на уступки, чтобы использовать ресурсы России как инструмент решения конкретных проблем, полагает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов.

Стороны говорят о своих дипломатических успехах. Министр иностранных дел России Сергей Лавров утверждает, что вопрос о будущем Башара Асада решит сирийский народ, Барак Обама и Джон Керри – что Асад уйдет после завершения переходного периода. К слову, эти заявления не противоречат друг другу.

Сложности возникнут, когда придется воплощать резолюцию на практике. Намеченные сроки соглашения между Асадом и оппозицией и дата проведения выборов, скорее всего, будут сдвинуты на более позднее время, но это непринципиально. Важнее, что сторонам будет трудно договориться, кого из действующих в Сирии 32 организаций считать умеренными, а кого – террористами, полагает востоковед Леонид Исаев.

Еще одна проблема – координация военных действий. По мнению Le Figaro, часть вопросов решит прибывший в воскресенье в Москву министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан, который может передать более точную карту с данными о территориях, контролируемых радикалами и умеренной оппозицией. Фролов опасается, что ошибки авиации, будь то российские самолеты или самолеты антитеррористической коалиции, могут привести к тому, что часть формирований оппозиции перейдет на сторону «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в Россия организация).

Негласные договоренности между Россией и Западом, вероятно, предполагают отставку Асада. Теперь Москве предстоит найти авторитетную силу среди оппозиции, чтобы сохранить влияние в Сирии, отмечает Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги. Оппозиция не доверяет Москве после многих лет безоговорочной поддержки официальных властей, и это создает угрозу, что Асад и его окружение попытаются манипулировать Россией ради сохранения власти.

Ключевые участники коалиции против ИГ решили достичь хотя бы символического согласия по Сирии. Они, вероятно, надеются, что развитие событий подскажет новые шаги по урегулированию ситуации.