«Метрострой» получил контракт и обыски

Планируется, что обыски не помешают достроить стадион «Крестовский»

Деньги на достройку футбольного стадиона в петербургский «Метрострой» еще не пришли, зато в его офис пожаловал спецназ.

Компания, основанная в 1940 г. и построившая все метро в Петербурге, пару недель назад стала генподрядчиком стадиона, на котором должны пройти матчи чемпионата мира 2018 г. Действиями предыдущего подрядчика – «Инжтрансстрой-СПБ» – администрация города была недовольна и расторгла с ним договор. До сдачи стадиона осталось четыре с лишним месяца. Ажиотажа среди строителей повторный конкурс, прямо скажем, не вызвал. Случаев, когда крупный госконтракт становился надгробным памятником для инфраструктурных компаний, известно немало. Даже цена – 5,4 млрд руб. и еще 2,4 млрд руб. на подготовку территории – не привлекла крупных строителей, а небольшие местные компании не могли составить конкуренцию «Метрострою». В Петербурге не так много компаний, способных достроить стадион, признавали чиновники.

«Инжтрансстрой-СПБ» – подразделение корпорации «Трансстрой», которая до 2014 г. принадлежала «Базовому элементу» Олега Дерипаски. Хотя формально владелец «Базэла» не имеет к ней отношения, еще в феврале он вместе с петербургскими чиновниками ездил на Крестовский остров смотреть, как идут работы. Однако это не помогло, строительство все время замедлялось. Бывший генподрядчик, по словам чиновников, не отработал авансы на 3,6 млрд руб., поэтому администрации пришлось перекинуть на стадион 2,6 млрд руб. с социальных объектов. «Инжтрансстрой», в свою очередь, жаловался на недофинансирование со стороны петербургского бюджета, что заставило его в 2013–2014 гг. взять в кредит 3,5 млрд руб.

Гендиректор и акционер «Метростроя» Вадим Александров на пресс-конференции во вторник поделился планами в сентябре закончить крышу, а потом и «задвинуть выкатное поле», с энтузиазмом рассуждал о привлечении на стройку добровольцев, как в советские времена. «Метрострой», по его словам, уже начал вкладывать свои и кредитные средства в покупку оборудования. На следующее утро в «Метрострое» начались обыски. На ход строительства стадиона это не повлияет, заявил вице-губернатор Петербурга Игорь Албин.

Портфель «Метростроя» набит контрактами, самые крупные – на строительство четырех линий метро в Петербурге. Работы идут медленнее, чем планировалось. Одна из линий ведет опять-таки к стадиону, задерживать ее нельзя. В середине июля опоздание составляло 1,5 месяца.

Общаться с Александровым чиновникам, безусловно, проще, чем с Дерипаской. «Метрострой» – понятная для Смольного компания. Так что простора для торга достаточно, методов воздействия – тоже. С другой стороны, у администрации не так много пространства для маневра: время поджимает, а шума, случись что, будет больше, чем от не сданных вовремя детских садов и поликлиник. Эффективнее любого подрядчика был бы воздушно-десантный полк, который завершит работы на стадионе за месяц, заявил вчера на совещании Албин.

Вопросы к «Метрострою» были у правоохранительных органов и раньше, они были связаны, например, с подготовкой территории для новых линий метро. Возможно, обыски – просто совпадение.