Детали / Компания недели
Статья опубликована в № 4156 от 08.09.2016 под заголовком: Компания недели: «АвтоВАЗ»

Революция на «АвтоВАЗе»

Впервые в истории компания реализует крупный проект без помощи государства

На прошлой неделе совет директоров «АвтоВАЗа» утвердил программу снижения долга компании на 85 млрд руб. В несколько приемов совладельцы компании, в первую очередь Renault и «Ростех», накачают «АвтоВАЗ» деньгами и конвертируют долги в акции. Рекапитализация позволит «АвтоВАЗу» начать новую жизнь. Если бы она состоялась сейчас, чистый долг снизился бы на порядок – с 97 млрд до 12 млрд руб.

Примеров подобной поддержки бизнеса акционерами не счесть. Но для «АвтоВАЗа» это новая веха. До сих пор компания, формально не принадлежащая государству, продолжала прочно сидеть на шее у бюджета. В середине 1990-х гг. предприятие готовилось запустить в серию автомобили «десятого» семейства. Денег не было, поэтому прекратили платить налоги. «Мы явочным порядком, без ведома государства, взяли налоговый кредит», – объяснял спустя несколько лет бывший гендиректор «АвтоВАЗа» Владимир Каданников. Бюджеты различных уровней недосчитались 4,7 млрд руб., а предприятие стало крупнейшим неплательщиком налогов в стране. Впоследствии этот долг был реструктурирован, его тело погашено, а штрафы и пени прощены государством.

В начале 2000-х гг. «АвтоВАЗ» добился установления запретительных пошлин на подержанные иномарки. Именно они, а не условные Renault Logan (их еще не было) тогда стремительными темпами отъедали у Lada долю рынка. Справедливости ради стоит отметить, что в одиночку «АвтоВАЗу» вряд ли бы удалось это пролоббировать. Все-таки градус общественного недовольства качеством Lada к тому времени уже зашкаливал. Помогла поддержка зарубежных автоконцернов, уже зашедших в Россию или только готовившихся это сделать.

Без поддержки государства «АвтоВАЗ» не пережил бы кризис 2008–2009 гг. Тогда предприятие транзитом через «Ростех» получило от государства 75 млрд руб. Менеджмент «АвтоВАЗа» и самого «Ростеха» начал выпрашивать деньги еще осенью 2008 г. А программу снижения издержек начали писать позднее. Наконец, в силу масштаба и специфики бизнеса «АвтоВАЗ» стал главным бенефициаром последовавшей господдержки всего автопрома, например программы утилизации автохлама.

Хочется верить, что теперь «АвтоВАЗу» не придется выпрашивать деньги у государства. Ведь по факту это уже иностранная компания с контролирующим акционером в лице альянса Renault-Nissan. Да и ее социальная значимость для государства существенно снизилась. Это при Каданникове на «АвтоВАЗе» трудилось 120 000 человек, а сейчас почти втрое меньше – 43 500. Но главное в другом. За несколько последних лет компания проделала гигантскую работу, и теперь уже язык не повернется называть Lada «тазиками». И по качеству, и по дизайну вазовские автомобили не уступают бюджетным иномаркам. Не зря Nissan на платформе Kalina выпускает автомобили Datsun. А одна из новинок «АвтоВАЗа» – Vesta быстро стала хитом в России. При этом подготовка новых моделей наконец-то поставлена на поток. Раньше их приходилось ждать годами, а пресловутую «классику» завод штамповал несколько десятилетий. Но лишь за минувший год с конвейера сошли сразу две новинки – помимо Vesta еще и Xray. И сбавлять темп «АвтоВАЗ» не намерен. В ближайшие девять лет он планирует выпустить восемь новых моделей.