Статья опубликована в № 4332 от 31.05.2017 под заголовком: От редакции: Продажа знаний

Как заработать на студентах

Новая амбициозная цель Дмитрия Медведева

Премьер Дмитрий Медведев предложил изменить структуру отечественного экспорта и увеличить в нем долю высшего образования. На заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам Медведев заявил о необходимости участия российских вузов в перспективном мировом рынке. В 2016 г. число иностранных студентов в мире, по данным ЮНЕСКО, превысило 4,3 млн человек, к 2025 г. оно может вырасти до 7 млн.

В России в 2016 г., по данным Минобрнауки, училось более 212 000 иностранных студентов (меньше, чем в 2015 г., но в 5 раз больше, чем в 2000 г.). По числу иностранных студентов Россия занимает шестое место в мире после США, Великобритании, Австралии, Франции и Германии, причем отставание от последних двух невелико. Больше всего студентов учатся медицине, госуправлению и гуманитарным специальностям. Нынешнее положение вряд ли можно назвать благополучным, считает научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. Доля зарубежных студентов не превышает 5% от их общего числа (во Франции – 20%, в Австралии – около 50%). Имея сопоставимое с Австралией (266 000) число иностранных студентов, Россия получает в 15 раз меньше доходов от их обучения.

Подавляющее большинство иностранцев в отечественных вузах (около 175 000) – граждане стран СНГ, на долю других государств приходится около 18%. Чтобы развивать обучение иностранцев, надо диверсифицировать экспорт, бороться за рынки Индии, Пакистана, Китая, стран Юго-Восточной Азии и Африки, говорит Фрумин. Но это непросто, поскольку число иностранных студентов в вузах Китая (включая Гонконг), Малайзии и ряда других стран растет быстрее, чем в России.

Чтобы привлечь больше иностранцев в отечественные вузы, нужен комплекс мер, отмечает Фрумин. Необходимо улучшить качество студенческих кампусов, чтобы иностранцы не боялись жить в общежитиях, и оснащения самих вузов. Чтобы повысить конкурентоспособность высшего образования, следует преподавать больше дисциплин на английском языке, т. е. требуются вложения в обучение преподавателей. Необходимо также ослабить визовые барьеры для иностранцев, желающих учиться в России, распространять опыт вузов, сумевших привлечь больше иностранных студентов. Еще одна проблема – способность российской экономики создавать привлекательные для зарубежных студентов рабочие места.