Почему выборы президента РАН выиграл человек науки

Академики продолжают сопротивляться политическому давлению

Первые выборы президента Российской академии наук (РАН) по новым правилам показали, что влияние административного ресурса в случае сплоченного сопротивления не безгранично. Давление на академиков и различные ухищрения с целью поставить на пост главы РАН человека, близкого к одной из группировок элиты, привели к молчаливому бунту ученых.

На прошедших во вторник выборах победу во втором туре одержал директор нижегородского Института прикладной физики Александр Сергеев, набравший 1045 голосов и опередивший и. о. научного руководителя Института океанологии Роберта Нигматулина (412 голосов). Председатель совета Российского фонда фундаментальных исследований Владислав Панченко (избрание которого, по мнению ученых, лоббировал президент Курчатовского института Михаил Ковальчук, человек из «ближнего круга» Владимира Путина) занял в первом туре 4-е место из пяти.

Нынешние выборы были назначены после серии маневров, связанных со стремлением лоббистов и чиновников ограничить самостоятельность академии. Президента РАН должны были избрать в конце марта, но выборы были внезапно отменены, из-за того что все претенденты – экс-президент Владимир Фортов, Панченко и Александр Макаров – сняли свои кандидатуры под давлением Кремля, недовольного перспективой повторного избрания Фортова.

После этого изменились правила выборов: кандидатов утверждает правительство, президент РАН избирается простым большинством (а не двумя третями голосов, как прежде), его утверждает президент страны (а не правительство). В начале сентября правительство отклонило кандидатуру проректора МГУ Алексея Хохлова, имевшего шансы на победу.

Однако ученые продемонстрировали способность сопротивляться традиционным методам давления и манипуляциям и проявили корпоративную солидарность, считает замдиректора Института проблем передачи информации РАН Михаил Гельфанд. Хохлов призвал своих сторонников поддержать Сергеева. Академики показали, что дорожат репутацией и негативно реагируют на грубое давление, отмечает эксперт по госуправлению Павел Кудюкин.

Сергеев и Нигматулин – авторитетные ученые с хорошей академической репутацией и международной известностью, отмечает член-корреспондент РАН Аскольд Иванчик. Сергеев – сторонник прежнего устройства академии и будет противиться дальнейшим реформам. Итоги голосования подтвердили устойчивость академического сообщества, его способность к самоорганизации, защищающей от непродуманных преобразований, считает профессор Чикагского университета Константин Сонин.

Теперь РАН будет легче отстаивать свою позицию в спорах с Федеральным агентством научных организаций о финансировании научных учреждений и использовании имущества РАН. Путин может не утвердить выбор академиков (тогда будут назначены новые выборы), но такие скандалы не в его стиле. Вероятно, продолжится бюрократическое давление на академиков и попытки изменить устав РАН так, чтобы избежать неожиданностей через пять лет, полагает Кудюкин.