Месячник телефонного терроризма

Как определить тех, кто «минирует» Россию

Сегодня Россия отмечает месяц непрерывного телефонного терроризма. К счастью, все анонимные сообщения о минировании зданий оказывались ложными, но ежедневные эвакуации стоят денег и нервов гражданам и правоохранителям, а кто стоит за масштабной кампанией, до сих пор не ясно.

Звонки о якобы заложенных бомбах начались вечером 10 сентября. За месяц анонимы «заминировали» 2340 объектов в 144 городах страны, эвакуирован в сумме город-миллионник – свыше 960 000 человек, сообщило «РИА Новости» в понедельник. География – от Владивостока до Калининграда (включая Крым), и не по одному разу. Торговые и развлекательные центры, рынки, кинотеатры, школы, университеты, дворцы культуры, общежития, железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, мэрии, городские и областные думы. В Москве «минировали» Мавзолей Ленина, в Петербурге – суд, где в этот момент рассматривалось дело о телефонном терроризме.

Если раньше телефонный терроризм исходил главным образом с территории России, то источник нынешней угрозы и ее конечная цель не ясны. Официальные комментарии от ФСБ появились только на прошлой неделе и были скупы (четверо людей за границей, отследить IP-телефонию сложно – см. статью на стр. 07).

Информационный вакуум заполнили версии неофициальные. Сначала в качестве мотива выдвигались протесты против проката фильма «Матильда». Затем говорили о возможной причастности запрещенного в России Исламского государства, об украинском следе, об учениях своих спецслужб. РБК писал, что за атакой может стоять некая хакерская группировка, написавшая специальную программу, позволяющую формировать поток автоматических звонков.

IP-телефония действительно позволяет звонить в Россию из других стран так, что определить звонившего крайне сложно, отмечает предправления компании Spirit Андрей Свириденко. Есть сервисы, позволяющие собрать IP-мессенджер как конструктор, а усложнить идентификацию можно, пустив звонок через анонимные каналы связи.

В каждой стране свои правила и условия сбора и раскрытия информации, взаимодействия спецслужб, поэтому на запрос российских спецслужб о звонках в некоторых странах просто не смогут ответить. В этих условиях российские системы слежки СОРМ оказываются бесполезными. Не помог бы и закон Яровой, введение которого целиком пока отложено.

Месячник телефонного терроризма уже стоил 300 млн руб. тем, кого «минировали», по словам главы ФСБ, и 1 млрд руб. – МЧС, по словам главы МЧС. Граждане, похоже, после первых волнений уже привыкли к регулярным эвакуациям. Что ж, наверно, есть плюс в отработке автоматизма реагирования – на фоне скандального развития событий с корейской атомной бомбой.

Есть и предвыборный фон, тут нельзя не вспомнить взрывы домов в Москве перед первым президентским сроком Владимира Путина, отмечает политолог Николай Петров. В любом случае силовикам придется отчитаться. Идти на выборы на фоне регулярных «минирований», с которыми власть ничего не может сделать, рискованно.