Ограниченный иммунитет Сулеймана Керимова

То, на что в России привыкли смотреть сквозь пальцы, в Европе воспринимают всерьез

Задержание на юге Франции одного из богатейших россиян – сенатора от Дагестана Сулеймана Керимова и реакция Москвы на действия французских властей отражает разницу в подходах государств к богатству элиты и соблюдению ею законов. То, на что сквозь пальцы смотрят в России, за границей грозит обернуться уголовным делом и тюремным сроком.

Керимов, 21-й в рейтинге богатейших бизнесменов России Forbes-2017 (его состояние оценили в $6,3 млрд), был задержан вечером понедельника в аэропорту Ниццы. В среду днем французские власти планировали допросить его по делу об уклонении от налогов при приобретении через подставные фирмы и по заниженной стоимости вилл в Кап д’Антиб на Лазурном берегу. По данным газеты Nice-Matin, принадлежащая Керимову французская недвижимость оценивается в 500 млн евро.

Российские власти немедленно вступились за сенатора, объявив его задержание «охотой на российских политиков», к тому же пользующихся дипломатическим иммунитетом. Но говорить о полноценном иммунитете вряд ли возможно. Сенаторы могут пользоваться диппаспортом и, соответственно, иммунитетом только во время официальных визитов.

Расследование в отношении Керимова и его доверенных лиц началось во Франции еще весной, отмечает замдиректора «Трансперенси интернешнл – Россия» Илья Шуманов. Тогда на виллах прошли обыски, были допрошены сотрудники риэлторских фирм. Во Франции жесткое налоговое законодательство, уголовное дело возбуждается, если неуплата превышает 5% от суммы налога, злостное уклонение от уплаты налогов наказывается штрафом и тюремным сроком от одного до пяти лет. Перевод «сэкономленных» средств за границу считается отмыванием доходов.

Конфликт между Западом и Россией мог сыграть свою роль, но она не была решающей, считает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов, скорее интерес к Керимову вызван проверкой материалов Panama Papers и Paradise Papers. Фамилия Керимова упоминается в Paradise Papers в связи с возможным конфликтом интересов вице-премьера Игоря Шувалова, купившего у людей Керимова компанию, на которую затем был оформлен его самолет. Согласно официальной декларации в 2016 г. Керимов заработал 12 млн руб., у него есть доля в квартире площадью 54 кв. м, иностранной недвижимости нет.

Задержание Керимова – тревожный сигнал не только для него, но и для всей российской элиты, привыкшей не опасаться какого-либо преследования в России. Официальных борцов с коррупцией, как правило, устраивают и невероятно скромные для бывших бизнесменов налоговые декларации, и заявления о передаче всех активов в трастовое управление или родственникам, их не смущает разница между задекларированными доходами и публично демонстрируемым уровнем потребления. Все бы хорошо, но иммунитет от неприятных вопросов и уголовного расследования действует только дома, в России, а недвижимостью правящий класс предпочитает обзаводиться все-таки за границей. Можно симулировать выполнение антикоррупционного законодательства в России, но куда сложнее принудить к тому же власти Европы и США. Нервозность поддерживается планами властей США подготовить к февралю 2018 г. список близких к Кремлю российских бизнесменов для возможного включения их в санкционные списки, после чего правящая элита может быть вынуждена стать патриотами поневоле.