Почему Церковь не признает «екатеринбургские останки»

Проблема переросла масштаб внутрицерковной, превратившись в политическую

Очередная попытка Русской православной церкви (РПЦ) разобраться в происхождении найденных под Екатеринбургом останков царской семьи, похоже, заходит в тупик – политический. Столетие расстрела в июле 2018 г., с одной стороны, приближает и без того неизбежный момент принципиального решения, с другой – в отсутствие внутрицерковного согласия вынуждает искать все новые поводы для отсрочки: так появляются новости о «ритуальном характере убийства».

Эти слова прозвучали в понедельник в Сретенском монастыре, где обсуждали все экспертизы «екатеринбургских останков», как их пока называют в РПЦ. Следователь СКР Марина Молодцова сообщила, что следствие планирует психолого-историческую экспертизу. А РПЦ ждет очередной генетической экспертизы, до результатов которой останки мощами канонизированных еще в 2000 г. Романовых не признает.

Многочисленные российские и зарубежные ученые, опираясь на данные исследований (генетических, микроостеологических, судебно-стоматологических, трасологических, баллистических, антропологических и др.), пришли к общему мнению: найденные в Поросенковом логу останки принадлежат Николаю II, его жене, дочерям и слугам. Таково и официальное решение госкомиссии, на его основании останки захоронены в усыпальнице Романовых в Петропавловском соборе в 1998 г. В церемонии участвовали Борис Ельцин и Борис Немцов, возглавлявший госкомиссию, но не патриарх Алексий II. Теперь захоронения ждут останки еще двух детей Николая – Алексея и Марии, найденные позднее, а пока лежащие в сейфе Госархива.

Среди многих священников и прихожан до сих пор популярно убеждение, что в Петропавловском захоронена фальшивка, и признать «екатеринбургские останки» мощами страстотерпцев – значит пойти на поводу у власти. Новые экспертизы, инициированные РПЦ, пока не дали явных опровержений прежних – но и на скептическую позицию Церкви это не влияет. Для РПЦ признать останки – значит признать, что Ельцин и Немцов в 1998 г. были правы, а Церковь ошиблась, объясняет политолог Алексей Макаркин, а не признать – пойти на конфликт с властью, пока покорно соглашающейся на все новые и новые исследования, в том числе «ритуального убийства». Чем дольше длится неопределенность – тем сложнее дастся РПЦ и верующим окончательное решение о признании останков мощами, которые пока для Церкви всего лишь биоматериал.