Статья опубликована в № 4502 от 06.02.2018 под заголовком: Темная наука

Наука – дело темное

Уровень научного знания россиян остается невысоким, зато растет страх перед научными открытиями
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Российская наука переживает не худшие времена: Владимир Путин торжественно награждает молодых ученых за важные открытия и научные разработки, доля публикаций российских авторов в авторитетных международных научных журналах растет. Но общество не замечает этого: большинство россиян не может назвать ни одного достижения не только отечественной, но и мировой науки за последние десятилетия.

По данным январского опроса ВЦИОМа, каждый второй россиянин считает, что мировая наука сейчас находится на подъеме, а еще 37% уверены, что отечественная наука лишь немного от нее отстает. Но чем там в своих кабинетах занимаются эти ученые – загадка: 72% респондентов не смогли вспомнить ни одного недавнего открытия, а остальные отметили разработки в сфере ВПК и космической отрасли. На последних местах – физика, химия и биология. Да и научные познания самих россиян достаточно скромные, следует из опроса «Левада-центра». Предложив респондентам семь суждений из разных областей знаний (все – из курса школьной программы), социологи попросили ответить, ложные они или верные. Правильно ответили на 6–7 вопросов 9,5% человек, на 4–5 вопросов – 30,5%. Раньше было еще хуже: по словам социолога «Левады» Ольги Шуваловой, уровень научной грамотности россиян растет последние девять лет.

Неглубокие научные познания россиян порождают страх перед новейшими открытиями – его испытывают, по данным исследования Института современных медиа и телеканала «Наука», 47% респондентов. За год значительно выросло число тех, кто опасается исследований в области искусственного интеллекта и робототехники, а также генной инженерии (11 и 10% соответственно). Это неудивительно, считает научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин: сказывается множество псевдонаучных и лженаучных передач на российском ТВ.

По мнению главного редактора «Постнауки» Андрея Бабицкого, на социологов грех жаловаться: уровень научных познаний россиян никогда не был выше, чем сейчас. Если и есть какой-то негатив в результатах опроса «Левады», так это подтверждение тому, что современная школа мало чему учит. Не все так однозначно плохо, не согласен Фрумин: «Есть корреляция с данными международных исследований о качестве школьного образования в России: если по математической грамотности и чтению у нас наблюдается заметный рост, то по естественным наукам – пока очень небольшой». В опросник «Левада-центра» вошли вопросы по биологии, физике, географии, поэтому большинство респондентов с ним и не справилось, считает Фрумин.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать