Наука – дело темное

Уровень научного знания россиян остается невысоким, зато растет страх перед научными открытиями

Российская наука переживает не худшие времена: Владимир Путин торжественно награждает молодых ученых за важные открытия и научные разработки, доля публикаций российских авторов в авторитетных международных научных журналах растет. Но общество не замечает этого: большинство россиян не может назвать ни одного достижения не только отечественной, но и мировой науки за последние десятилетия.

По данным январского опроса ВЦИОМа, каждый второй россиянин считает, что мировая наука сейчас находится на подъеме, а еще 37% уверены, что отечественная наука лишь немного от нее отстает. Но чем там в своих кабинетах занимаются эти ученые – загадка: 72% респондентов не смогли вспомнить ни одного недавнего открытия, а остальные отметили разработки в сфере ВПК и космической отрасли. На последних местах – физика, химия и биология. Да и научные познания самих россиян достаточно скромные, следует из опроса «Левада-центра». Предложив респондентам семь суждений из разных областей знаний (все – из курса школьной программы), социологи попросили ответить, ложные они или верные. Правильно ответили на 6–7 вопросов 9,5% человек, на 4–5 вопросов – 30,5%. Раньше было еще хуже: по словам социолога «Левады» Ольги Шуваловой, уровень научной грамотности россиян растет последние девять лет.

Неглубокие научные познания россиян порождают страх перед новейшими открытиями – его испытывают, по данным исследования Института современных медиа и телеканала «Наука», 47% респондентов. За год значительно выросло число тех, кто опасается исследований в области искусственного интеллекта и робототехники, а также генной инженерии (11 и 10% соответственно). Это неудивительно, считает научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин: сказывается множество псевдонаучных и лженаучных передач на российском ТВ.

По мнению главного редактора «Постнауки» Андрея Бабицкого, на социологов грех жаловаться: уровень научных познаний россиян никогда не был выше, чем сейчас. Если и есть какой-то негатив в результатах опроса «Левады», так это подтверждение тому, что современная школа мало чему учит. Не все так однозначно плохо, не согласен Фрумин: «Есть корреляция с данными международных исследований о качестве школьного образования в России: если по математической грамотности и чтению у нас наблюдается заметный рост, то по естественным наукам – пока очень небольшой». В опросник «Левада-центра» вошли вопросы по биологии, физике, географии, поэтому большинство респондентов с ним и не справилось, считает Фрумин.