Статья опубликована в № 4581 от 05.06.2018 под заголовком: Как выехать с обочины

Как выехать с обочины

По уровню развития дорожной сети Россия отстает и от большинства развитых, и от развивающихся стран
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Открытие новых участков автострад, развитие сети платных магистралей пока мало изменили общую картину состояния отечественной дорожной инфраструктуры. Дорог в России по-прежнему недостаточно, а качество многих из них остается низким из-за нехватки средств в дорожных фондах и высокого уровня коррупции при строительстве. Развитие инфраструктуры названо президентом одним из приоритетов развития ближайших лет – можно осторожно надеяться, что политический статус проекта сможет изменить ситуацию к лучшему.

Формально отрасли есть чем похвастаться. Только что завершена ударная стройка – автомобильная часть Крымского моста, соединившая регион-эксклав с «большой землей». Как сообщил в начале июня Росавтодор, за две недели с момента открытия моста по нему проехали уже 200 000 автомобилей. По словам руководителя Росавтодора Романа Старовойта, в 2017 г. почти 78% дорог федерального назначения (39 000 км) соответствовали российским нормативам. По данным ГИБДД, число ДТП на дорогах в 2017 г. по сравнению с прошлым годом снизилось на 2,5% до 169 432, погибших – на 6% до 19 088 человек, пострадавших – на 2,6% до 215 374. Правда, до поставленных Путиным в новом майском указе ориентиров еще далеко: к 2024 г. необходимо довести долю соответствующих нормативам региональных дорог до 50% (в 2016 г., по данным Росстата, им соответствовало 41,5%), к 2030 г. снизить смертность на дорогах до 3,5 человека на 100 000 населения (в 2016 г. – 10,8 человека).

Россия существенно отстает от большинства развитых и даже развивающихся стран по уровню развития дорожной сети. В рейтинге качества автодорог 2017–2018 гг. Всемирного экономического форума Россия заняла 114-е место из 137 стран (на 113-м – Бенин, маленькая страна в Западной Африке, на 115-м – наш сосед Казахстан), и то, что Украина и Молдавия стоят в рейтинге еще ниже, мало кого утешит. Индекс качества дорог учитывает среднюю скорость движения на маршруте, связывающем 10 или более крупных городов, где проживает не менее 15% общей численности населения, а также показатель прямолинейности дорог и мнение национальных экспертов: ученых и предпринимателей, занятых бизнесом, связанных с отправкой грузов. Обеспеченность дорожной сетью в рейтинге не учитывается, иначе наше место в рейтинге могло бы быть еще ниже. Даже в европейской части России обеспеченность дорожной сетью ниже, чем в ЮАР или Турции, отмечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

Сеть федеральных магистралей в целом приведена в порядок, хотя объемы строительства новых дорог невелики, говорит Блинкин. Но в провинции ситуация зависит от наличия денег в региональных дорожных фондах, которые пополняются за счет поступлений от акцизов на топливо, транспортного налога, штрафов и отчислений от введенной в конце 2016 г. системы учета движения большегрузных автомобилей «Платон». В Белгородской области нормам соответствовали 65,7% дорог – это больше, чем в Подмосковье, а в соседней Курской – 43,2%, еще более разительная разница между Пермским краем и Кировской областью: 54,9 и 22,7% соответственно. Но и федеральные расходы на дороги в последние годы сокращались: по данным Казначейства, финансирование подпрограммы «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2021 гг.)» в 2013–2017 гг. сократилось на 26% до 214,7 млрд руб.

Но дело не только в недостатке финансирования. Значительная часть средств не доходит до строителей, обогащает коррумпированных чиновников и связанных с ними субподрядчиков, непосредственные исполнители строительства вынуждены экономить на материалах и рабочей силе, что приводит к громким скандалам даже на больших стройках госкапитализма – вроде обрушения в Приморье размытой дождями автотрассы, возводившейся к саммиту АТЭС 2012 г. Повреждения пришлось поспешно исправлять, а генподрядчика обанкротили.

«Масштаб хищений в дорожной отрасли не превышает среднероссийских показателей» – так изящно прежний руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин опровергал сообщения о циклопических масштабах воровства в отрасли. По расчетам экспертов ВШЭ и МАДИ, коррупционная составляющая достигала 70% цены муниципального и регионального заказа на строительство дорог. Теперь, когда дороги стали президентским проектом и усилился гражданский контроль, уровень коррупции при их строительстве должен снизиться, надеется Блинкин. Однако качество асфальта в глубинке может остаться прежним, если не менять межбюджетные отношения: под грузом обязательств регионы вынуждены тратить целевые дорожные деньги не на заплатки на дорогах, а для затыкания других бюджетных дыр.

Читать ещё
Preloader more