Как Путин закрыл тему российского следа в Солсбери

Тех, кого в Лондоне считают отравителями из ГРУ, у президента — гражданские лица, которые не сделали «ничего криминального»

Целую неделю официальные и неофициальные выразители мнения Кремля в пух и прах громили улики и заявления британской полиции, прокуратуры и премьера, подозревающих двух россиян, въехавших в Британию под именами Александр Петров и Руслан Боширов, в отравлении бывшего двойного агента ГРУ и его дочери боевым нервно-паралитическим ядом. В среду на обвинения ответил Владимир Путин, первым из российского руководства дав скупые, но все же содержательные ответы.

Ответ президента, по сути, закрывает для Москвы тему российского следа. Во-первых, российские власти («мы» у Путина – без конкретизации, но как бы и от имени спецслужб) не бездействовали, безнадежно ожидая официальных запросов Лондона, а «искали и нашли» Петрова и Боширова и теперь «мы знаем, что это за люди». Во-вторых, это гражданские лица, не имеющие отношения к спецслужбам. В-третьих, в их действиях, по словам Путина, «ничего особенного и криминального нет» – т. е. причастными к отравлению в Солсбери глава государства их не считает.

То, что комментарии прозвучали на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, не должно создавать впечатления, что это экспромт: это был ответ на вопрос Сергея Брилева с «России 1», а через несколько часов «Россия 24» дала в эфир комментарий Петрова: что он что-то скажет, но позже, через неделю. Пресс-секретарь президента пояснил, что в отношении «этих лиц» никаких следственных действий не совершалось, поскольку от Лондона никаких запросов не поступало. Правда, уголовное дело по факту покушения на убийство россиянки Юлии Скрипаль еще в марте возбудил СКР и на этом основании он мог бы теперь проверить Петрова и Боширова – но новостей от него нет. Лондон не делится с Москвой информацией по делу, подозревая, что кто-то из руководства в России санкционировал тайную операцию. Но своим союзникам – странам Европы и США – Британия материалы расследования предоставила, а они с выводами, что, во-первых, Скрипалей отравили двое российских граждан, которые, во-вторых, были офицерами российской военной разведки, которые, в-третьих, «почти точно» действовали с одобрения руководителей страны, полностью согласились. Слова Путина Лондон тоже не впечатлили: представитель премьера Терезы Мэй уже заявил, что Россия всегда отвечала только «ложью и обманом» и на этот раз – тоже.

До сих пор все заявления российских официальных спикеров сводились к тому, что им о деле Скрипалей просто ничего не известно. Участие государства в отравлении пресс-секретарь Путина отверг категорически, заявив, что «никакие официальные представители» России, будь то высшее руководство страны или кто рангом пониже, «ничего общего с событиями в Солсбери» не имеют. А неофициальные – кто-то вроде людей, имеющих доступ в «военторг»? Но после слов Путина едва ли кто-то из больших людей возьмется развивать тему, остается разве что обывательский интерес – а вот обывателям, по мнению Путина, пусть все расскажут сами Петров и Боширов. Если захотят, конечно, – они ж люди свободные, а главное – гражданские.-