Сколько будет длиться бесконечная победа

Спустя три года после начала кампании в Сирии Россия победила, но не перестала терять людей

России и ее союзникам удалось за прошедший год расширить территорию, контролируемую правительством Башара Асада. Однако решить оставшиеся проблемы исключительно военным путем вряд ли удастся, а дипломатические усилия Москвы в сфере политического урегулирования нельзя считать однозначно и очевидно успешными.

Итоги трехлетних боевых действий российских войск в Сирии в воскресенье, в годовщину начала кампании, подвел председатель комитета Совета Федерации по обороне и бывший главком Военно-космических сил (ВКС) Виктор Бондарев. Уничтожено 100 000 боевиков, из них 85 000 – российскими ВКС, заявил Бондарев. Потери России составили 112 человек погибшими (год назад, по официальным данным, погибшими числилось 37 российских военных), 8 самолетов, 7 вертолетов и несколько единиц бронетехники. Такие потери, по мнению Бондарева, доказали, что «мы научились воевать малой кровью». Но сравнения генерала едва ли корректны: Российская армия, по официальной версии, не ведет масштабных наземных операций в отличие от Советской армии в Афганистане и США и их союзников в Ираке.

Рапорт сенатора не учитывает ключевые военно-политические итоги последнего года. В декабре 2017 г. главнокомандующий Владимир Путин заявил на военной базе Хмеймим, что главные силы запрещенного в России «Исламского государства» (ИГ) разгромлены, а выводимые из Сирии подразделения возвращаются домой с победой.

За прошедшее время сирийской правительственной армии и ее союзникам удалось при поддержке российской авиации очистить от формирований ИГ и оппозиции сектор Восточной Гуты и юго-запад Сирии, существенно расширив территорию, контролируемую Башаром Асадом. Однако в дальнейшем решать проблемы исключительно военным путем вряд ли получится. Дамаск вынужден был приостановить наступление против последнего оплота оппозиции в провинции Идлиб – это могло привести к столкновениям с Турцией и США.

Кроме того, Вашингтон отказался от вывода американских военных с населенного курдами востока Сирии, напоминает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов. США и Израиль разочаровались в России как в союзнике, способном обуздать Иран в Сирии. Москве также не удалось форсировать политическое урегулирование. Сочинский процесс, задуманный как альтернатива Женеве, не увенчался успехом: участникам конфликта не удалось договориться о начале работы конституционной комиссии – главным образом из-за саботажа Дамаска, говорит Фролов. Нежелание или неспособность России повлиять на Асада, чтобы начать политический процесс, ставит под угрозу ее планы послевоенного восстановления страны. Без создания реального, а не имитационного коалиционного правительства зарубежные инвесторы не будут инвестировать в Сирию. Кроме того, официальной российской пропаганде все сложнее объяснить, почему, несмотря на объявление победы, война продолжается, а потери за последний год – 75 человек – в 2 раза превысили потери двух предыдущих лет.-