Молодежь в тени трудоустройства

Каждый шестой россиянин 18–30 лет работает без оформления, из них каждый третий и не хочет легализовываться

Российская молодежь не реже, чем граждане старших возрастов, работает неофициально, без оформления, при этом каждый третий и не стремится к официальному трудоустройству. К такому выводу пришли авторы исследования неформальной занятости молодежи, проведенного Центром экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС на репрезентативной выборке людей в возрасте 18–30 лет в Ивановской, Новосибирской и Свердловской областях.

Около 17,5% работающей молодежи в этих трех регионах не оформлены официально. Эта цифра совпадает с данными расчетов ЦСР в 2017 г., по которым доля всей неформальной занятости среди трудоспособного населения с начала 2000-х возросла в 1,5 раза – с 11 до 17% рабочей силы. Неформальная занятость молодежи в регионах в последние годы также растет, говорит директор ЦЭНО Татьяна Клячко.

Рост теневого рынка труда (и молодых работников, и других возрастных когорт) происходит за счет неформальной работы по найму. Однако много и молодых индивидуальных предпринимателей и фрилансеров без оформления: в Новосибирской области – 25% от числа всех неформально занятых, в Ивановской – 11,4%, в Свердловской – 7%. Наблюдается нарастание предпринимательской активности молодежи, говорит Клячко. И самозанятые, и работающие по найму без оформления находят себе работу в сфере услуг, в торговле и на транспорте, реже всего – в сфере информационных технологий.

Для большей части неформально занятой молодежи (29% – в Свердловской области, 39,7% – в Новосибирской) это было вынужденное решение – вариантов устроиться официально не было, отмечает Клячко. Шансы найти работу «с оформлением по трудовой» снижены последствиями экономического спада, который остро ощутили регионы, и ограниченными возможностями трудовой миграции в экономически более перспективные регионы и города. В отличие от более возрастных работников молодежь куда меньше озабочена проблемами, которые связаны с неформальной занятостью (не поступают взносы в соцфонды, нет подтверждения доходов для получения кредитов, незащищенность от увольнения): им нужны деньги здесь и сейчас, говорит Клячко. Однако 44,3% все же хотели бы работать вбелую, на черный вариант согласны 30%.-