Почему нам нужен и важен «Адмирал Кузнецов»

Единственный российский авианосец – не «белый слон», а символ преодоления трудностей

Плановые операции, которые должны были завершиться выводом авианосца «Адмирал Кузнецов» из плавучего дока ПД-50 на 82-м судоремонтном заводе в Рослякове Мурманской области, привели к аварии, в результате которой док был утоплен. При этом один человек, вероятно, погиб, состояние двоих оценивалось как тяжелое. Судя по имеющейся информации, аварийный дизель-генератор на борту дока не функционировал и, когда произошел скачок напряжения, запустить его не удалось. Заявление сетевой компании об отсутствии сбоев в подаче электроэнергии этому не противоречит: ее ответственность не распространяется на заводскую подстанцию.

Работники отрасли говорят, что, когда док начал погружаться с креном, возник драматический момент, когда крениться начал и сам авианосец. Но, видимо, воды поступило уже достаточно много, и корабль смог сойти со стапеля и выровняться. Наверное, можно говорить о втором дне рождения корабля, который был спущен на воду еще в Николаеве в 1985 г.

Пока не известно, удастся ли отремонтировать утонувший док. В любом случае его выход из строя ставит в тяжелое положение Северный флот, график ремонта кораблей которого значительно усложняется. При этом завершать ремонт «Кузнецова» тоже где-то надо (до завершения его ремонта запланирована еще одна постановка в док), а подходящего дока на Севере в принципе нет. Нельзя исключать, что, если восстановить ПД-50 окажется невозможным, будет заказан новый док в Китае – давнем партнере «Роснефти», которой принадлежит 82-й завод.

Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» точно брошен не будет. Часто можно слышать мнение, что этот дорогостоящий корабль – не нужный флоту «белый слон». Результаты его похода к берегам Сирии в 2016–2017 гг. с военной точки зрения не впечатляют – большую часть вылетов истребители его авиагруппы совершили, перелетев на сухопутный аэродром Хмеймим после того, как в летных происшествиях было потеряно два истребителя. Впрочем, корабль изначально и не предназначался для участия в заморских экспедициях – он должен был повысить боевую устойчивость Северного флота.

Но даже если боевая ценность «Кузнецова» кажется сомнительной, нельзя просто так взять и выбросить этот корабль. Можно вспомнить, каких трудов стоило флоту и стране его спасение и освоение полетов с палубы в тяжелейшие 1990-е годы и какие самоотверженные люди – такие, как погибший генерал морской авиации Тимур Апакидзе, – этим занимались. О строительстве своего авианесущего корабля начинает думать любая более-менее крупная страна, которая имеет такие возможности. Например, в 2017 г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что «авианосец уже не является далекой мечтой для нас».

Все проекты новых российских авианосцев явно не укладываются в текущий военный бюджет. На форуме «Армия-2017» Невским проектно-конструкторским бюро был показан проект авианосца стоимостью порядка 350 млрд руб. На форуме «Армия-2018», после указаний руководства Министерства обороны на большую стоимость прежнего проекта, была показана модель авианосца поменьше, стоимостью 180 млрд руб. Впрочем, до середины следующего десятилетия решение о строительстве нового авианосца вряд ли будет принято по бюджетным соображениям. При этом завершение ремонта «Кузнецова» и даже строительство нового дока (который обязательно пригодится и для других целей) будут стоить на порядок дешевле.-