Чем ответить на радикализацию молодежи

Традиционный силовой рецепт – лечить следствие, а не причину – снова в ходу

Декларируя проблему радикализации молодежи, силовики предлагают бороться с ней привычными способами – созданием спецподразделений, которые сосредоточатся, судя по обрывочным разъяснениям, на борьбе с последствиями, а не с причинами ожесточения молодых людей. На минувшей неделе сразу два ведомства – МВД и ФСБ – сообщили, что целенаправленно займутся проблемой. Для этого при Бюро специальных технических мероприятий будет создана рабочая группа, которая станет искать в интернете тех, кто вовлекает несовершеннолетних в криминально-ориентированные и радикальные сообщества, склоняет к суициду, сообщил «Интерфакс». Свои предложения для руководства страны подготовило и ФСБ, заявил директор службы Александр Бортников, не ставший раскрывать подробности.

«Практически мы упустили трудную молодежь, которая попала под влияние отдельной группы лиц <...> Это такой замес – нацистский, анархистский, левый, правый, исламистский. С этим надо что-то делать», – заявил Бортников на совещании руководителей спецслужб стран – партнеров ФСБ в Москве.

Решения МВД и ФСБ – это ответ на недавние трагедии: подрыв и расстрел 18-летним учащимся однокашников и преподавателей в Керчи и подрыв 17-летним юношей бомбой себя и сотрудников ФСБ в Архангельске, задержание в Москве его знакомого восьмиклассника, у которого дома нашли взрывное устройство. Двое последних, в свою очередь, могли быть связаны с молодым человеком, застрелившим в 2017 г. в приемной УФСБ по Хабаровскому краю двух человек.

Причины, побудившие этих молодых людей пойти на крайние меры, могут быть разные – не только идеологические, но и бытовые, а скорее всего, речь идет об их сочетании. Говоря о радикализации молодежи, нужно быть очень разборчивыми, иначе это становится ярлыком, который мало что дает для понимания смысла происходящего, считает социолог Елена Омельченко из Высшей школы экономики. Исследователи действительно фиксируют выход молодежи из зоны пассивности. Молодежь объединяет стремление к справедливости и порядку, как ее понимают молодые люди, а последние события – повышение пенсионного возраста, монетизация социальных институтов, падение доходов – обостряют недовольство происходящим. Рост популярности закрытых групп и структур – это, помимо прочего, ответ на усиление государственного давления на недовольных и несогласных, а милитаристская повестка государства легитимизирует насилие, говорит Омельченко. Усиление силового контроля, возможно, даст некоторый положительный эффект и позволит купировать отдельные проявления молодежного радикализма, но не решит вызывающей его проблемы – распространения социальной депрессии и невозможности легального протеста.