ФСБ вместо ФБК

Силовики готовы использовать расследования гражданских активистов, если они помогают им в борьбе с другими ведомствами за влияние

Госорганы и спецслужбы готовы использовать расследования гражданских активистов, если это поможет им нанести удар соперничающему ведомству в подковерной схватке за влияние. Непубличное противоборство может даже привести к возбуждению дел и наказанию отдельных чиновников, замешанных во мздоимстве, но не означает перехода к системной борьбе с коррупцией.

В понедельник газета РБК написала, что ФАС и Главная военная прокуратура (ГВП) с мая занимаются проверкой единственного поставщика продовольствия Росгвардии по запросу ФСБ. В тот же день пресс-служба ГВП подтвердила факт проверки, а руководитель Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексей Навальный опубликовал ответ прокуратуры Нижегородского гарнизона на августовский запрос ФБК о возбуждении дела об административном правонарушении против сотрудников Приволжского центра материально-технического обеспечения войск Росгвардии. Росгвардия пока официально не ответила на публикацию.

Официальные сообщения порождают новые вопросы. Если ФСБ направила запросы еще в мае, то не ясно, почему ФАС и ГВП возбудили дела лишь спустя полгода, недоумевает юрист ФБК Александр Головач: создается впечатление, что ГВП и ФАС приступили к проверке после появления в августе 2018 г. расследования ФБК о завышении цен при закупках продовольствия для Росгвардии у единственного поставщика. Расследование ФБК вызвало гнев руководителя Росгвардии Виктора Золотова, который в сентябре заочно вызвал сидевшего под арестом Навального на дуэль, пообещав сделать из него «хорошую отбивную».

Не исключено, что государство в очередной раз пытается сейчас перехватить антикоррупционную повестку у общественных активистов, надеясь, что их публикации (3 млн просмотров на YouTube) обыватели не заметили или забыли авторов. Его цель – представить расследование ФБК работой ГВП и ФСБ, подтвердить успехи и приоритет государства в борьбе с коррупцией. Вопрос не только в том, будут ли наказаны создатели и высокопоставленные покровители схем незаконного обогащения, но и в целях борьбы. Активисты стремятся искоренить систему воспроизводства коррупции. Правоохранители используют антикоррупционную повестку преимущественно как инструмент ослабления конкурентов в закулисной борьбе. Странно, что пока не слышно о вызове на дуэль, хотя речь могла идти о поединке двух близких по статусу противников из числа «новых дворян».

И вот совпадение: в понедельник Росфинмониторинг сообщил, что выявил в панамском досье информацию о 4197 контролируемых россиянами офшорных компаниях, в том числе связанных с депутатами и министрами. Скрупулезная работа финансовых разведчиков заслуживает похвалы, но аналогичная работа журналистов и общественных активистов вызывает нервную реакцию: по итогам расследований им перекрывают доступ к прежде открытым источникам информации, а публикации о собственности и отдыхе «новых дворян» суды признают вмешательством в частную жизнь.