Как отказаться от пятого срока. Опыт Алжира

Отсрочка отказа от власти может быть долгой, но не вечной

Сохранение власти немощным стариком в отсутствие консенсуса элит по кандидатуре преемника может продолжаться долго, но не вечно: затягивание процесса транзита чревато сдачей элитами президента ради сохранения своего влияния. Спустя восемь лет после «арабской весны» смена власти произойдет и в Алжире, где избранный впервые еще в 1999 г. 82-летний президент Абдельазиз Бутефлика все же отказался от планов пойти на пятый срок – или за него, уже шесть лет находящегося в инвалидной коляске, это решение приняло его окружение.

Решение не баллотироваться на очередной срок Бутефлика обнародовал, вернувшись из Швейцарии, где перенесший инсульт президент Алжира проходил лечение. Это было первое за много месяцев, если не лет, появление Бутефлики на публике, страна убедилась в немощи главы государства, который, однако, и после инсульта смог в 2014 г. выиграть выборы, набрав больше 80% голосов. Еще месяц назад Бутефлика планировал участвовать в выборах, хотя поправки в конституцию 2016 г. и запрещали ему идти на новый (фактически пятый) срок. После объявления о его участии в выборах в Алжире вспыхнули протесты, продолжавшиеся месяц, на улицы вышли студенты (Алжир – страна с молодым населением) и женщины. 10 марта армия в лице начальника генштаба Ахмеда Гаида Салаха – одного из людей, в реальности управляющих страной при президенте в инвалидной коляске, – поддержала улицу. «Алжирский народ и армия разделяют общее видение по поводу будущего страны», – заявил Салах (цитата по ТАСС). Отказ Бутефлики от участия в выборах улица встретила ликованием – впрочем, краткосрочным, после чего начались митинги с призывами не переносить надолго дату новых выборов, которые должны были пройти в середине апреля.

Бутефлике удалось удержаться у власти в 2011 г., когда по региону прокатились революции «арабской весны». Дипломат с отличным политическим чутьем, Бутефлика сумел предупредить перерастание волнений в революцию, пойдя на некоторую либерализацию: отменил действовавшее почти 30 лет, со времен начала кровопролитной гражданской войны 1992–2002 гг., чрезвычайное положение, снизил налоги и цены на продукты, попутно в стране был взят курс на упрощение доступа иностранцев к добыче нефти и газа и стимулирование иностранных инвестиций. Исламистов, едва не пришедших по итогам выборов 1992 г. к власти, Бутефлика амнистировал.

Попытка выставить немощного президента на выборы в 2019 г., как и его участие в выборах в 2014 г., уже после инсульта, – следствие того, что фрагментированные элиты так и не смогли договориться друг с другом о кандидатуре преемника, отмечает арабист Леонид Исаев. Вероятно, теперь элиты сделают ставку на слабейшую фигуру, чтобы сохранить свое влияние в стране. Ситуация в Алжире тем интереснее, что схожа с российской (разумеется, с поправкой на состояние здоровья национального лидера и его способность руководить страной). Это делает алжирский опыт важным для Москвы, полагает Исаев.