Кодекс пополнения бюджета

Поправки Минфина в Налоговый кодекс не помешают чиновникам вводить новые платежи

Идея включить в Налоговый кодекс шесть наиболее значительных сборов преследует прежде всего фискальные цели и недостаточно облегчит жизнь бизнеса, поскольку не ограничивает право госорганов вводить новые платежи для компаний и граждан.

Минфин опубликовал для обсуждения поправки в НК, предлагающие включить в него ряд важных для бизнеса сборов, в частности экологический, утилизационный и плату за проезд большегрузных автомобилей. Предложение министерства – ответ на прозвучавшие еще в марте 2016 г. на встрече РСПП с Владимиром Путиным просьбы предпринимателей упорядочить сборы с бизнеса, особенно чувствительные для производственных и транспортных компаний, и не вводить произвольно дополнительных платежей. Бизнес тем не менее инициативой остался не вполне доволен – в том числе методикой расчета сборов и возможностью появления новых оснований для уголовного преследования за уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и/или страховых взносов (ст. 199 Уголовного кодекса, штраф до 300 000–500 000 руб., лишение свободы на срок до 2–6 лет). Шансов избежать уплаты сборов становится меньше.

В чем причина разногласий? Бизнес настаивает на формировании четких, непротиворечивых и постоянных правил игры, которые не могут меняться росчерком пера чиновника, вводящего очередной, формально неналоговый платеж, который тем не менее создает дополнительную финансовую и административную нагрузку. В этом смысле предложение сделать платежи нормами кодекса созвучно пожеланиям бизнеса: необходимость вносить поправки через парламент не позволит внезапно менять ставки сборов и порядок их взимания.

Но в предложенном Минфином виде новелла преследует скорее фискальную цель увеличения поступлений в бюджет за счет передачи администрирования сборов ФНС, способной обеспечить более профессиональный и детальный контроль, чем Росприроднадзор, отмечает руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. Так, после передачи администрирования страховых взносов ФНС их поступления выросли в 2018 г. до 6,4 трлн руб., что на 21% больше, чем в 2016 г.

Интересы и пожелания бизнеса учтены не в полной мере. В частности, для установления четких правил, не допускающих широкого усмотрения, необходимо уточнить методику взимания сборов за загрязнение окружающей среды, говорит Зарипов. Кроме того, новые нормы не ограничивают возможности бюрократии или влиятельных лоббистов инициировать появление новых платежей вроде «сбора за болванки» или отчислений с букмекеров.

Новелла лишь отчасти прекращает функционирование фактически второй налоговой системы, где платежи устанавливаются административным усмотрением. Было бы правильно, чтобы и любые квазиналоговые платежи, вроде платы за парковки, также были внесены в Налоговый кодекс, что предотвратит их произвольное повышение и остановит бюрократические поиски новых сборов с бизнеса и граждан, считает управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.-