Кому нужен обвиняемый Фомин

Бесплодность попыток сдаться разыскиваемого фигуранта дела о массовых беспорядках подчеркивают его абсурдно-медийный характер

Скорость возбуждения уголовных дел по следам московских митингов за допуск независимых кандидатов на выборы Мосгордумы плохо стыкуется с вялостью реакции органов на желание объявленных в розыск обвиняемых сдаться правоохранителям.

В четверг СКР объявил о задержании Сергея Фомина – одного из 11 обвиняемых по делу о массовых беспорядках 27 июля в Москве, но умолчал, что активист пришел к ним сам. Более того, Фомин трижды пытался сдаться, но безуспешно и только с четвертой попытки был задержан, после того как сам пришел в отделение полиции.

На акции протеста 27 июля Фомин, как он объяснял в Facebook, призывал людей «уйти из-под дубинок ОМОНа» в Брюсовом переулке. Он не был задержан на акции, но в ночь на 31 июля в квартире его родителей прошел обыск, после которого его в статусе свидетеля отвезли в СКР, допросили и отпустили (давать показания он отказался), после чего он перестал выходить на связь (позже Фомин объяснил «Медиазоне», что уехал на отдых). Затем СКР объявил его в розыск как нового участника массовых беспорядков – того самого, который якобы с чужим ребенком на руках пытался выйти из оцепления (на видео, запечатлевшем процесс передачи ребенка в руки Фомину – это был его племянник, – видно, что оцепления вокруг нет). Проблемы возникли и у родителей ребенка – прокуратура Москвы решила, что они злоупотребили своими правами и подвергли жизнь мальчика опасности, им грозит лишение родительских прав.

Поймать такого опасного человека – дело, очевидно, чести правоохранителей, но когда Фомин, узнав о розыске, вернулся 7 августа в Москву и решил сдаться, то обнаружил, что полиции и следствию он совершенно неинтересен. Фомина с адвокатом сначала не приняли в приемной управления СК по Москве – не стали дверь открывать, сообщила «Медиазона». Затем ему не стали помогать сдаться дежурные горячей линии центрального аппарата СКР – предложили прийти наутро. Потом Фомин позвонил в отделение полиции – там поинтересовались, не сильно ли он пьян, и отказались за ним приезжать. В итоге утром 8 августа Фомин пришел в ОВД «Замоскворечье» сам и там наконец был задержан и затем передан в СК. На этом комическая часть истории, видимо, и закончится – в пятницу суд примет решение об избрании Фомину меры пресечения. Из остальных 10 обвиняемых по делу о массовых беспорядках девять арестовано, один в розыске.

Нежелание правоохранителей тратить силы и ресурсы на обвиняемого, который настойчиво пытается сдаться властям, лишний раз подчеркивает абсурдность уголовного дела и его в первую очередь медийный характер. Это не означает, однако, что Фомин и другие 10 фигурантов могут рассчитывать, что следствие скоро снимет с них обвинение: правоохранительная машина работает, может, и без энтузиазма, но назад не сдает – тем более что дело взято на контроль наверху и уже передано в Главное следственное управление СКР.