Американские суды против липецких слябов

Шансы НЛМК добиться их вывода из-под действия пошлин в США невелики

НЛМК Владимира Лисина – не только крупнейший производитель стали в России, но и один из немногих наших металлургических гигантов, у которых сохранились предприятия в США. Там у компании три завода: два в Пенсильвании и один в Индиане.

Бизнес американского дивизиона был построен на том, что компания поставляла липецкие слябы на свои американские заводы. Местным производителям стали, зависящим от цен на лом (в США преобладает электросталеплавильное производство), трудно конкурировать со стальными полуфабрикатами из России. Для сравнения: рентабельность по EBITDA крупнейших американских сталелитейных компаний AK Steel, Nucor и US Steel за последние пять лет не превышала 10–15% (оценки АКРА). Этот показатель у российских НЛМК, ММК и «Северстали» стабильно держится на уровне 30%. Ежегодно НЛМК поставлял на свои американские заводы 1,5 млн т слябов. И все шло хорошо. По крайней мере, для НЛМК.

А потом пришел Дональд Трамп и решил сделать Америку «снова великой», для чего подписал в апреле 2017 г. указ «Покупай американское, нанимай американцев». Он обязал госструктуры увеличить закупки продукции, выпущенной в США. Полуфабрикат для этой продукции тоже должен быть американского происхождения. А слябы – полуфабрикат. И в марте 2018 г. их импорт был обложен 25%-ной пошлиной. Неприятность, конечно, но рынок стали всегда страдал от ограничительных мер. А цены на американском рынке были такие высокие и себестоимость производства в России такая низкая, что можно было эффективно работать даже с пошлинами.

Но цены на сталь упали. И бизнес-модель дала сбой. Американский дивизион НЛМК пытался перейти с российских слябов на американские, бразильские, мексиканские и канадские. Но эти рынки не смогли обеспечить заводы слябами необходимого размера и качества. Компания заговорила о сокращении штата на американских заводах и даже о возможной остановке производства. Производство, конечно, не встало, но инвестиции в дивизион компания заморозила.

На долю американского рынка приходится седьмая часть выручки НЛМК – почти 16% продаж. Компания решила за это побороться и пошла искать справедливости в американских инстанциях. В марте 2018 г. американский дивизион НЛМК обратился в минторг США с просьбой вывести слябы из-под действия пошлин. Через год пришел отказ: американские AK Steel, Nucor и US Steel (те самые, у которых рентабельность по EBITDA в 2 раза ниже) оказались против исключения. Теперь НЛМК намерен оспаривать это решение в суде по международной торговле США.

Американские конкуренты не заинтересованы в восстановлении привычной бизнес-модели НЛМК, говорит вице-президент Moody’s Денис Перевезенцев: возможность поставлять российские слябы на свои американские мощности – огромное преимущество НЛМК, которое дает компании большую гибкость. Рассчитывать на положительную оценку американским судом требований НЛМК, учитывая текущие политические взаимоотношения между Россией и США, не стоит, замечает партнер юридической компании «Нафко» Павел Иккерт. Успешных примеров обращения российских компаний в этот суд нет, продолжает он. «Северсталь» Алексея Мордашова требовала снижения ввозных пошлин на свою продукцию – в частности, пыталась оспорить американские антидемпинговые пошлины в 184%, которые были введены еще в 1999 г., но суд отказал. Пошлины были рассчитаны как для страны с нерыночной экономикой, но вступили в силу только в 2014 г., когда Россия уже стала членом ВТО. Но этот аргумент не сыграл особой роли.