Люди устали от коллекторов

Многие заемщики считают, что не возвращать долги нормально

Немного найдется людей, общение с которыми вызывает такую же неприязнь, как разговор с коллектором. Бесцеремонный, грубый, настырный – самые легкие эпитеты, которыми награждают заемщики людей этой профессии. Они достали всех. Владимир Путин даже потребовал от главы Федеральной службы судебных приставов Дмитрия Аристова взять наконец деятельность коллекторов под контроль, потому что, заметил президент, «то, с чем люди сталкиваются в работе коллекторских организаций <...> это просто переходит иногда всякие границы». А Банк России вдруг напомнил, что заемщик имеет право запретить банку-кредитору передавать долг третьим лицам (подробнее см. статью на стр. 01).

Деятельность коллекторов пытаются «взять под контроль» не первый год. И на самом деле кое-что (например, количество звонков заемщикам и урочное время для них) вполне удалось регламентировать. Знакомый коллектор даже как-то жаловался мне, что, мол, непонятно, как вообще работать под такими ограничениями. А если заемщики после разъяснений ЦБ начнут массово блокировать возможность передачи долга от банков коллекторам, чтобы никогда с ними не сталкиваться, коллекторский бизнес совсем осложнится. И правильно, скажут все, туда им и дорога. Хотя действия современных коллекторов не идут ни в какое сравнение с методами, которые практиковались в 1990-е, симпатии к коллекторам, конечно, и близко нет и никакого сочувствия их тяжелая судьба не вызывает. Наоборот, скорее, злорадство.

Но вот что любопытно. В прошлом году Аналитический центр НАФИ опросил 1600 человек из 150 населенных пунктов в 50 регионах России об их отношении к долгам. Выяснилось, что 44% заемщиков считают, что небольшая задержка с внесением очередного платежа по кредиту не страшна (среди мужчин просрочки считает допустимыми 51%, среди женщин – 39%), а каждый четвертый полагает, что невозврат кредита банку не является преступлением. 73% жителей страны легко находят причины, которые позволяют не отдавать долги. Половина таких готовы оправдать невозврат кредита тем, что банк скрыл его реальную стоимость или в одностороннем порядке увеличил процентную ставку, 42% посчитают уважительной причиной для прекращения выплат непредвиденные обстоятельства (экономический кризис, болезнь, потерю работы, снижение дохода или, например, развод), а 16% – даже то, что, когда брали кредит, просто не рассчитали свои финансовые возможности.

Такие – обескураживающие на самом деле – результаты опроса, конечно, не означают, что в реальности заемщики, столкнувшись с одной из «оправдывающих» отказ от возврата долга ситуаций, поведут себя так, как говорят в ответе на вопрос анкеты. Но обнаруженный НАФИ уровень понимания средним российским заемщиком природы кредита и обязательств, которые налагаются на него законом, во многом объясняет, почему столкновение недобросовестных должников с коллекторами, как правило, такое болезненное.

Нормализация ситуации – улица с двусторонним движением. Да, методы работы коллекторов, мягко говоря, требуют совершенствования. Но и в сфере финансовой грамотности и культуры самим заемщикам тоже есть куда расти. В частности, помнить, что лучший способ не сталкиваться с коллекторами – не брать кредитов. Кстати, свежий (июль 2020 г.) опрос НАФИ свидетельствует, что 84% жителей России так и планируют поступить в ближайшем будущем: кредиты они брать не собираются.