Почему онлайн-ритейлеры идут на рынок финансовых услуг

И какие возможности это дает финтех-стартапам
Андрей Гордеев / Ведомости

Интернет-ритейлер OZON зарегистрировал микрофинансовую организацию, чтобы иметь возможность оказывать финансовую поддержку компаниям, продающим на площадке OZON свои товары. Незадолго до этого гендиректор Wildberries Татьяна Бакальчук приобрела банк из четвертой сотни «Стандарт-кредит». Он может быть накачан капиталом как для самостоятельного кредитования потребителей, так и для последующей выдачи займов также через МФО.

Синхронный вход двух крупнейших онлайн-ритейлеров в сектор финансовых услуг – свидетельство крайней разогретости рынка онлайн-продаж. Но одновременно и показатель, что большие банки партнеров-ритейлеров кредитовать не спешат. И здесь на первый план выходит король российского финтеха – микрофинансирование с его толерантным подходом к заявкам на займы, высокими процентами и жестким взысканием.

Между тем другие сегменты финтеха также вызывают почти ажиотажный спрос у инвесторов как в России, так за рубежом. Вот лишь некоторые из новостей последних дней: Альфа-банк выкупает контроль над сервисом оплаты чаевых пластиковыми картами по QR-коду «Нетмонет», европейский инвестиционный фонд с российскими корнями Target Global инвестировал в компанию FlexxPay из ОАЭ, которая дает наемным работникам доступ к части зарплаты до ее официальной выплаты, а фонд DST Global Юрия Мильнера принял участие в раунде А французского финтех-стартапа Libeo, предлагающего платформу для b2b-платежей.

На фоне огромного интереса к финтеху можно выделить два долгосрочных запроса, характерных для российского рынка. Первый запрос – от розницы, в первую очередь от онлайн-ритейла. Его бурное развитие в условиях стагнации доходов населения скоро неизбежно упрется в потолок возможностей потребителя, и собственные инструменты финансирования покупок через партнерские МФО или банки, осуществляющие POS-кредитование или эмиссию кредитных карт, будут средством продления роста e-commerce-платформ, которого требуют инвесторы. Второй запрос – от классических финансовых институтов, обладающих значительными клиентскими базами, монетизация которых ограничена все более строгим регулированием – а различные финтех-сервисы могут помочь решить эту проблему. Поэтому спрос на инновационные и востребованные продукты со стороны банков и, возможно, крупнейших страховых компаний будет стабильно высоким еще долгое время. Это все еще большая возможность как для стартапов, так и для инвесторов ранних стадий.

Аналитики, впрочем, предупреждают, что стратегические инвесторы не любят, когда в составе головного бизнеса появляется кредитная компетенция. А кроме того, конкретно у рынка МФО в России как минимум неоднозначная репутация.