Коммерсанты ходят строем

«Яндекс» оценил, как менялись предпочтения предпринимателей

Демография бизнеса интересна для анализа настроений предпринимательского сообщества и выявления макроидей, которые характерны в конкретный момент времени. Любопытное исследование по поисковому запросу «как открыть бизнес» представил «Яндекс». Сразу следует признать, что анализ по поисковым запросам имеет особенность: между вопросом и действием пролегает пропасть, сам запрос тоже далеко не всегда свидетельствует о реальном намерении. И наоборот, далеко не все, кто планирует открывать бизнес, будут обращаться с подобным вопросом к «Яндексу». Тем не менее результаты исследования показывают, в каком направлении размышляют действующие и потенциальные предприниматели.

Итак, россияне чаще рассматривают открытие своего магазина одежды, кафе или службы такси. Это банально и понятно. Но есть в данных «Яндекса» и нечто эвристическое. Во-первых, прослеживается предпринимательская идея «встроиться в систему», найти свое место в «пищевой цепочке». Пока крупные компании ищут возможности включиться в федеральные программы или проекты госкорпораций, мелкий частный предприниматель пытается, скажем, примкнуть к «Яндекс.Такси» со своим таксопарком из нескольких машин (при этом сам предприниматель нередко работает на одной из них) или к маркетплейсам и большим интернет-магазинам – с личным пунктом выдачи товаров. Выгода здесь кажется очевидной: за привлечение клиентов отвечает крупный партнер, а задача предпринимателя ограничивается хорошим обслуживанием.

Во-вторых, можно увидеть «стадность» и массовость идей по периодам. В начале 2010-х гг. многие хотели открыть салон сотовой связи, ночной клуб или салон красоты, в середине десятилетия – хостел, кальянную или магазин пива, сегодня – SMM-агентство, фирму по доставке заказов или развивать бизнес, связанный с брендами одежды. Определяющими факторами для тенденций являются краткосрочный горизонт планирования новых бизнесменов, готовность к низкому уровню риска, который ассоциируется с участием в системах или крупных отраслях, и, конечно, остающаяся крайне низкой культура маркетингового анализа возможностей.

Идей немного, они ситуационны, и можно предположить, что большинство компаний из каждой волны уже закрылись, вероятно не принеся своим владельцам ожидаемых результатов. Каждая волна доводит конкуренцию в соответствующей нише до сверхкритического уровня. И, вероятно, для успеха в бизнесе нужно не идти строем вместе со всеми, а искать свое.