ЦБ против криптовалют

Как предложенные меры повлияют на рынок

С момента вступления в силу федеральных законов об инвестиционных платформах и о цифровых финансовых активах прошло более года. Эти законы предусмотрели регулирование утилитарных цифровых прав и цифровых финансовых активов, а также отдельные нормы о цифровой валюте, т. е. криптовалюте. Новый доклад Центрального банка РФ «Криптовалюты: тренды, риски, меры» содержит обновленное видение перспектив цифровой валюты и предлагает ужесточить существующее регулирование, чтобы купировать связанные с криптовалютой риски. Для отрасли самым актуальным будет вопрос о том, как именно скажутся предложения ЦБ на криптовалютном бизнесе в России и действительно ли криптовалюты окажутся вне закона?

Во-первых, ЦБ предлагает ввести ответственность за нарушение запрета на использование криптовалюты в качестве средства платежа за товары, работы и услуги, продаваемые и покупаемые юридическими и физическими лицами – резидентами РФ. При этом такой запрет для резидентов РФ уже предусмотрен в законе о цифровых финансовых активах. То есть новизна этого предложения состоит отнюдь не в самом запрете использования криптовалюты в качестве платежа, а в установлении ответственности за нарушение этого запрета.

Сегодня отсутствует какая-либо конкретная санкция за нарушение запрета продажи и покупки товаров, работ и услуг. Такую санкцию нельзя вывести и из общего уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях. По сути, единственным негативным последствием нарушения данного запрета на данный момент является риск констатации сделки, в которой цифровая валюта используется в качестве средства платежа, противозаконной и ничтожной по Гражданскому кодексу РФ. Последствием ничтожности сделки является необходимость возврата исполненного по ней (хотя на практике требование о возврате исполненного в случае с криптовалютами является трудноосуществимым).

Предложение ЦБ в этой части сводится к установлению публично-правовой (уголовной или административно-правовой – в докладе не конкретизируется) ответственности за использование цифровой валюты как средства платежа. Здесь нет качественно нового ограничения, а есть лишь стремление обеспечить действие уже принятого и существующего более года запрета. В этом случае все еще остается законным «хранение» криптовалют в качестве средства инвестирования, а также допускаются купля-продажа криптовалют за фиатную и иностранную валюту или иные криптоактивы, так как они не подпадают под понятие товаров, работ или услуг. При этом как раз спекулятивные сделки с криптовалютами составляют значительную долю от общего оборота.

Во-вторых, ЦБ предлагает ввести запрет на выпуск, организацию выпуска, обращения и обмена криптовалюты (в том числе криптобиржами) на территории РФ и установить ответственность за нарушение данного запрета. Это предложение имеет качественно новый характер. Сейчас закон о цифровых финансовых активах содержит лишь норму о том, что выпуск, организация выпуска и обращения цифровой валюты в РФ регулируются в соответствии с федеральными законами. ЦБ вместо принятия специального регулирования предлагает вовсе запретить выпуск, организацию выпуска, обращения и обмена криптовалют, а также установить за это публично-правовую ответственность (уголовную или административную – пока не ясно).

Впрочем, и это предложение ЦБ РФ пока нельзя считать сильно ограничивающим текущую свободу. Действительный эффект этого предложения зависит от того, что понимать под выпуском, организацией выпуска, обращения и обмена криптовалют «на территории РФ». Действующий закон о цифровых финансовых активах под этим понимает использование объектов российской информационной инфраструктуры, т. е. доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, информационных систем, технические средства которых размещены на территории РФ, и оборудования, размещенного на территории РФ. Под это требование попадут далеко не все криптовалютные проекты, подавляющая доля которых использует информационную инфраструктуру, расположенную за рубежом.

В-третьих, ЦБ предлагает ввести запрет для финансовых организаций на собственные вложения в криптовалюты и связанные с ними финансовые инструменты, запрет на использование российских финансовых посредников и инфраструктуры финансового рынка для осуществления любых операций с криптовалютой. Это предложение также является новым, однако в текущей практике криптовалютные проекты в России и так едва ли непосредственно взаимодействуют с финансовыми организациями.

Наконец, ЦБ РФ в резюме доклада указал, что оптимальным решением является введение в России запрета на майнинг криптовалют. Это предложение несколько контрастирует с недавними попытками законодательно признать майнинг предпринимательской деятельностью (такой вывод уже сейчас может следовать по общим нормам Гражданского кодекса РФ). Реализация такого подхода, впрочем, не будет непосредственно затрагивать сами криптовалютные проекты.

Таким образом, хотя ЦБ последовательно продолжает курс ограничительного регулирования криптовалют, он пока не стал вносить в повестку вопрос о полном их запрете. Предлагаемые меры по большей части не имеют кардинального значения для криптовалютных проектов по сравнению с тем положением, которое имеет место по действующему законодательству.

Вместе с тем ЦБ в докладе предлагает подумать над следующим вопросом: какие аргументы могут указывать на необходимость еще более жесткого варианта регулирования (например, аналогично опыту Китая)? Так что участникам рынка пока расслабляться не стоит.