Войны не будет

Опасность представляют случайные инциденты, но и их не видно

Война никогда не является неизбежной. Существует немало примеров, как ее удавалось избежать, казалось бы, в последний момент. Но она точно невозможна в современную эпоху, пока не сделаны необходимые военные приготовления. Сделаны ли они Россией в отношении Украины, в чем ее непрерывно обвиняют средства массовой информации и политики стран НАТО с ноября прошлого года?

Точная численность развернутых на границе российских войск неизвестна: называются цифры в диапазоне от 100 000 до 150 000 человек. Никто, однако, не пишет, что не менее, а скорее заметно более половины этих сил, даже по максимальной оценке, – это развернутые частично с 2014 г., а частично еще в советское время части и соединения, находящиеся в пунктах постоянной дислокации. Это и недавно созданные на ставшей опасной границе с Украиной 144-я, 3-я и 150-я мотострелковые дивизии, и находящаяся в Крыму 810-я гвардейская отдельная бригада морской пехоты, находящаяся там же бывшая украинская 125-я отдельная бригада береговой обороны, 7-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия, части которой есть и в Крыму, и в Новороссийске. Авторы карт в газетах часто относят к «силам вторжения» и находящуюся в стадии формирования из бригады 20-ю гвардейскую мотострелковую дивизию в Волгограде, от которого до украинской границы по прямой более 350 км.

Чтобы проиллюстрировать подготовку к вторжению, говорят о переброске войск из Центрального и удаленной от Украины части Западного военных округов. А в последнее время и из Восточного военного округа на учения «Союзная решимость» в Белоруссию. Чаще всего говорится, что речь идет примерно о 30 батальонных тактических группах (усиленные мотострелковые батальоны). При этом на коммерческих спутниковых снимках, которые приводят в доказательство, видно, что российская военная техника по большей части стоит совершенно открыто на площадках, а это значит, что личный состав остался у себя на Урале и в Сибири. Конечно, в таком случае в западных СМИ сообщают, что его можно быстро доставить. Хотя скорее, выполняя указание президента Владимира Путина «поддерживать известное напряжение» переброской новых войск, российские военные решили идти самым дешевым путем, и цена этого «напряжения» весьма невелика.

Не видно и никаких отчетливых мероприятий по развертыванию тылов, включая силы медицинского обеспечения, сколь-нибудь серьезному увеличению активности флота и авиации, не считая похода десантных кораблей Балтийского и Северного флотов, которые могут перевезти примерно два батальона с техникой. В общем, тех сил и средств, которые нам показывают американские и британские СМИ, совершенно недостаточно.

В ответ на российскую «подготовку к вторжению» НАТО демонстрирует столь же «могучий» ответ. Так, 24 января, когда накал военной истерии был особенно высок, альянс сообщил о посылке в направлении стран Восточной Европы самолетов, кораблей и других сил и средств. А на самом деле это сообщение было агрегатором подобных новостей за несколько последних дней, включая уже давно регулярные ротации. Конечно, проще написать заголовок «США отправляют в Европу 50 000 солдат», а не «США могут принять решение послать от 1500 до 5000 солдат и увеличить их число в 10 раз в случае нападения России на Украину». Впрочем, насыщение украинских войск противотанковым оружием со стороны США и Британии действительно повысит их боеспособность, в том числе и потому, что основной российский боевой танк Т-73Б3, который так любят рисовать на «картах вторжения», защищен недостаточно.

Поэтому поверить в войну, к которой практически не готовятся, сложно. Ее сроки при этом постоянно переносятся СМИ и пресс-секретарями западных лидеров, что неудивительно (но никто им об этом не напоминает). Опыт показывает, что такой военный психоз современные средства пропаганды могут поддерживать довольно долго, и, возможно, мы увидим в их работе новые высоты.