$1 млн учителю средней школы

Может ли учитель быть известен всей стране и как этого добиться в России
Здорово, что школьный учитель, пусть и директор небольшой школы, может получить $1 млн. В конечном итоге это повышает престиж профессии во всем мире

Образовательный магнат (бывают, оказывается, и такие) и по совместительству миллиардер индийского происхождения Санни Варки, владеющий 130 школами в мире, в которых обучается около 150 000 учеников, учредил в прошлом году премию «Лучший школьный учитель мира». Ежегодно приз в $1 млн по замыслу Варки должен вручаться учителю, который получил признание учеников, использует инновационные методы обучения, приносящие его ученикам видимые результаты, вдохновляет других на преподавательскую карьеру и имеет общественно значимые достижения. По сути, аналог российской премии «Учитель года» (финансовые условия, естественно, отличаются).

В этом году организационный комитет премии получил 1300 заявок из 127 стран. Первым победителем стала Нэнси Атвелл – директор американской экспериментальной демонстрационной школы Center for Teaching and Learning (CTL) в штате Мэн. В школе, которую сама же Атвелл и организовала, учится 75 учеников, разбитых на небольшие классы. По словам Атвелл, одной из целей создания школы было обучение правильным подходам к преподаванию самих учителей. Например, один из принципов школы – никогда не повышаем голос – неплохо смотрелся бы на флаге любого образовательного учреждения. Сайт CTL утверждает, что 97% выпускников школы попадают в колледжи и университеты, в том числе самые престижные (при этом в самой школе дети учатся до 14 лет). С другой стороны, около 600 иностранных учителей прошло стажировку в школе.

Среди 10 (как это сейчас принято) невероятных фактов об Атвелл организаторы премии упоминают то, что ее ученики читают по 40 книг в год, «поскольку уникальная организация классов повышает способности детей». Мне даже стало интересно, сколько книг в год читают ученики продвинутых московских школ. По этому параметру мои учителя вполне могли претендовать на приз (даже если в зачет идет «Граф Монте-Кристо», а не сказка о колобке), но в мое время не было интернета, смартфонов и компьютерных стрелялок.

Здорово, что школьный учитель, пусть и директор небольшой школы, может получить $1 млн (кстати, Атвелл сразу сообщила, что все деньги подарит своей школе). В конечном итоге это повышает престиж профессии во всем мире.

Именно в этом так остро нуждается российская школа. Не помню, как называлась советская телепередача, в которой несколько сотен человек из зала наблюдали за беседой с интересным учителем. Помню лишь, что было увлекательно и что эту передачу можно было потом обсуждать с одноклассниками, т. е. популярность конкретного учителя была запредельно высока, пусть даже на небольшое время. Та же Атвелл, судя по полумиллионному тиражу одной из ее книг, куда известнее у себя на родине, чем любой российский учитель (не считая авторов учебников). Хотя нет никаких сомнений в том, что у нас есть кого рекламировать и чьи книги продвигать. Да и $1 млн для российских миллиардеров или государства не такая уж пугающая сумма.

Автор – независимый обозреватель