Россия не глупее других

Что показывают тесты, сдаваемые при поступлении в бизнес-школы
Умнее ли мы, чем остальной мир? Лучше ли у нас образование? Эти вопросы, на которые невозможно ответить точно, тем не менее постоянно всех задевают

Умнее ли мы, чем остальной мир? Лучше ли у нас образование? Эти вопросы, на которые невозможно ответить точно, тем не менее постоянно всех задевают. Считается, что максимально приближенные к объективности ответы дают рейтинги и тесты международных организаций.

К сожалению, оба метода достаточно ущербны – любой, кто составлял рейтинги, знает, что две логичные и стройные методики могут на одних и тех же данных кардинально перемешать список победителей. Если в инвестбанке вам не покажут хотя бы один рейтинг, в котором он находится на первом месте, то всю PR-службу банка нужно увольнять в тот же день.

Тесты общественных организаций тоже тонкая штука – мотивация на дополнительной контрольной так же сильно зависит от строгости учительницы или дисциплины в школе, как и от реальных знаний.

Однако есть тесты, на которых сдающие их выкладываются по максимуму. Один из них – это GMAT. Тест, который необходимо сдавать при поступлении в любую более-менее приличную бизнес-школу в любой стране мира. Этот тест проверяет английский, логику и математику и достаточно сложен – максимальные 800 очков получают единицы из нескольких сотен тысяч сдающих GMAT по всему миру. Лишь 1% претендентов выбивает больше 750 баллов. Я, например, с кандидатской степенью по математике набрал 770 баллов. Минимальная оценка в тесте – 200, но и меньше 300 баллов набирает только 5%. За последние пять лет тест сдавали жители 195 стран. Включая такие экзотические, как Ватикан (один человек пять лет назад) и Северная Корея (трое за пять лет).

В России тест ежегодно сдают около 2000 человек – достаточно приличная выборка для осмысленных результатов.

Хорошая новость: Россия за последние пять лет находится на 31-м месте по среднему баллу GMAT (в среднем около 10 000 россиян написали этот тест на 555 баллов, что на 10 баллов выше среднемирового показателя). Причем фактор языка, как выясняется, не играет такой уж большой роли – результаты в США, например, существенно хуже российских – 533 балла (впрочем, процент сдающих там на порядок больше, что наверняка приводит к снижению среднего результата), а средний балл в Западной Европе совпадает с российским.

Существенно лучше россиян (с отрывом более чем в 30 баллов) тест за последние пять лет писали в семи странах – Аргентине, Бельгии, Китае, Сингапуре, Австралии, Великобритании и Новой Зеландии. Последняя и лидирует со средним баллом 601.

Никогда, кстати, не видел Новую Зеландию ни в каких списках самых умных или самых образованных стран.

Еще один удивительный вывод, который можно сделать, рассматривая результаты тестов и отвечая на первый вопрос: в школьном смысле глупы все. Средний балл в 530 или 550 очков означает, что около половины сдававших тест в большинстве стран через 5–10 лет после окончания школьной программы не могут решать задачи из нее. И это одни из самых амбициозных людей, которым мало одного образования, которые готовы потратить два года своей жизни посреди разгара карьеры для достижения еще более высоких результатов.

Автор – независимый обозреватель