Мнения / Аналитика / Аттестат зрелости
Статья опубликована в № 3864 от 02.07.2015 под заголовком: Аттестат зрелости: Диагностика утечек

С больной головы на здоровую

Проблема утечки мозгов связана не с грантами зарубежных фондов, а с действиями российских властей
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Андрей Панов

Фонды иностранные по школам работают, просто «шарят» много лет под видом поддержки талантливой молодежи. На самом деле как пылесосом высасывают просто, и все. Уже прямо со школы абитуриентов берут и на гранты «сажают» и увозят, возмутился президент Владимир Путин.

Во-первых, заявление просто неверно. По школам никто не шарит, поговорите с победителями или призерами всевозможных российских или областных олимпиад – многие ли из них сидят на грантах. Я вот не встречал ни одного и ни про одного не слышал. Да, я лучше представляю себе ситуацию в математике и точных науках. Но сомневаюсь, что победители российских олимпиад по истории или литературе могут представлять какой-либо интерес. Так уж получилось, что гуманитарные ученые ценятся в мире гораздо ниже – им пока не удается разрабатывать новые технологии, оружие или финансовые модели.

Возможно, Путин по старой памяти имел в виду Сороса, который действительно раздавал гранты. Но эта программа давно свернута и ориентирована была на студентов. Лет 20 назад и мне перепало долларов двести, за что я Соросу благодарен. Но чтобы «подсесть», надо было все время публиковать статьи, причем не в газетах, а в научных журналах.

Во-вторых, начиная со старших классов школы, но особенно после начала учебы в университете при достаточной настойчивости и талантливости действительно можно получить какие-то минимальные деньги в виде оплаты билетов в летние научные лагеря или на конференции. Но даже эти деньги не приплывают в виде посылок от неведомых агентов влияния. За них нужно сражаться, убеждая оргкомитеты, что действительно занимаешься математикой или физикой и твое участие в конференции принесет пользу не только тебе, но и окружающим.

В-третьих, России повезло, что она достаточно далеко находится от Сингапура. У которого переманивание студентов из соседних, довольно бедных, стран (не беднее, впрочем, чем российская провинция) – это отдельная и очень успешная программа. Сингапур охотится за талантливыми студентами, дает им бесплатное образование в своих университетах, оплачивает проживание, платит стипендию, а потом требует от них работы на благо страны (естественно, Сингапура) в течение нескольких лет. Одним словом, «подсаживает». Но не русских.

Единственное, в чем Путин прав, – в России действительно есть проблема отъезда лучших студентов за рубеж без последующего возвращения. Только проблема эта возникла не благодаря грантам зарубежных фондов, а благодаря действиям российских властей.

Кривое финансирование науки, когда в целом не очень большие деньги распределяются на десятки тысяч людей, из которых к настоящим ученым имеет отношение дай бог 10%. Неспособность выделить эти 10% в силу полного прогнивания руководства университетов, Академии наук и Минобрнауки. И борьба с частными благотворительными фондами (это я про «Династию»), которые, распоряжаясь суммами на несколько порядков меньше, чем государство, в состоянии поддерживать настоящих ученых больше, чем российский бюджет. Вот о чем стоит думать президенту, если его волнует утечка мозгов.

Автор – независимый обозреватель

A.K
12:03 02.07.2015
По тому, что было сказано, Г-н Путиным можно сделать очень простой вывод: он абсолютно не понимает даже основ того, как работает наука не только в мире, но ив России. Гранты выдаются ученым-исследователям с начатым (реже) или законченным (чаще) высшим образованием. Потенциальный ученый, который может претендовать на грант это, как минимум, студент последних курсов с публикациями и идеей исследования, которое он продолжит в аспирантуре, а чаще всего — уже аспирант или даже кандидат наук, продолжающий исследования. Большинство грантов — исследовательские с эгалитарным принципом допуска к отбору, но весьма меритократическим процессом самого отбора. Школьники под эти критерии не подпадут по ряду причин: а) несовершеннолетие; б) отсутствие формального образования по профилю; в) отсутствие необходимых научных публикаций. Последние две причины следует совершенно разумно считать циклично усиливаюшими друг друга. Причины, по которым многие исследователи становятся инноваторами-внедренцами вне РФ не менялись со времен царя: политика, отсутствие длинных денег, узкий рынок сбыта потенциального хайтека. Но это уже совершенно другая история. А пока мы имеем несостоятельное заявление, направленное на создание у ЦА ощущения, будто российские ученики средней школы — талантливые ученые, за которыми охотятся.
110
Комментировать
Читать ещё
Preloader more