Как Сергей Лавров отправил Запад на Восток

Обиднее всего слышать от российского министра, что господствует кто угодно, только не Россия
Мы наблюдаем попытки [Запада] сохранить доминирование уже искусственным путем, в том числе за счет давления на другие страны
Сергей Лавровминистр иностранных дел России

Министр Лавров уверен, что эпоха доминирования Запада, продолжавшаяся сотни лет, заканчивается. Доказательств этому, правда, министр Лавров не приводит – не считать же в самом деле доказательством слова, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе появляются какие-то новые центры? Занятно, что эти слова министра Лаврова пришлись ровно на тот момент, когда в мире все стремительно валится – едва ли не половина сегодняшних «Ведомостей» посвящена авариям на разных рынках.

И если понимать министра Лаврова так, что Китай (говоря о новых центрах, он имеет в виду именно Китай, – у меня сомнений нет) теперь играет первую скрипку в мировом порядке, то следует признать его правоту: предыдущая пара глобальных кризисов проистекала из Европы, а нынешний кошмар – явно китайского производства. Однако если почитать аналитиков, то можно сделать вывод, что для его преодоления Китаю прежде всего следует открыться Западу; более того, аналитики даже усматривают в поведении китайского финансового руководства признаки движения как раз в сторону большей свободы для западных денег на китайском рынке. Новый центр появляется, точно.

Но это все можно принимать в расчет, если считать, что высказывание министра Лаврова – не пропаганда; но мне-то кажется, что «Территория смыслов на Клязьме» – место как раз для пропагандистских, идеологических высказываний. И хотя спорить с пропагандой глупо, хочется эту глупость допустить и высказать некоторые аргументы против тезиса министра Лаврова.

Доминирование, в том числе и в клязьминском смысле, – это господство, преобладание; министр Лавров, таким образом, утверждает, что господствовать начинают азиатские цивилизации – и, видимо, во всех сферах, т. е. финансовой, инновационно-технологической и культурной.

О финансовой сфере: нынешний обвал – деньги ринулись вовсе не в китайские активы и не во вьетнамские, а в теряющие свое доминирование, по версии министра Лаврова, долларовые (т. е. американские) и евровые.

Инновации и технологии «новые центры в Азии», как кажется, по-прежнему импортируют. В культурном отношении Азия, и Китай в том числе, давно и прочно захвачена американскими и европейскими поведенческими стереотипами, модой и искусством, главным из которых остается голливудское кино. Китай, несомненно, поставляет на мировой рынок и фильмы, и художественные произведения, но тренд, простите мне такое слово, все-таки скорее западный.

А обиднее всего, конечно, слышать от российского министра Лаврова, что господствует кто угодно, только не Россия. Но, может, он просто имеет в виду, что прежде она была (ошибочно) частью разлагающейся западной цивилизации, а теперь станет частью доминирующей восточной.