Как создать сильную школу

Саранский лицей через пять лет после создания стал вторым в рейтинге лучших школ России
Успешный пример саранского лицея лишний раз говорит о том, что создать сильную школу может большинство регионов России

Прорывом в деле выявления и государственной поддержки талантливой молодежи призван стать созданный в этом году Республиканский лицей – центр для одаренных детей, – заявил в 2010 г. в послании местному парламенту руководитель Республики Мордовии Николай Меркушкин. – В мире жесточайшей конкуренции олимпиадное движение в школах – это чуть ли не единственная возможность формирования будущей элиты, которая сможет задать тон в инновационных процессах и обеспечит конкурентоспособность общества».

Уж не знаю, что подумали члены республиканского собрания. Я бы, услышав такое из уст регионального чиновника, решил, что очередной губернатор несет очередную бюрократическую ахинею.

Прошло пять лет, и саранский Республиканский лицей для одаренных детей занял второе место в рейтинге лучших школ России. Сразу после питерского Президентского физико-математического лицея № 239 (первой школы мира по количеству победителей международных олимпиад по математике) и перед московской «Пятьдесят седьмой школой» (постоянно попадающей во все списки лучших школ Москвы). Рейтинг был составлен на основании среднего балла школьников по ОГЭ (общий экзамен для всех девятиклассников) и результатов выступлений на всероссийских олимпиадах по предметам. А составлял рейтинг Московский центр непрерывного математического образования – организация максимально профессиональная, с очень высокой репутацией.

В список 25 лучших школ России помимо лицея из Мордовии вошли 12 московских школ, по две петербургские, екатеринбургские и новосибирские. Также есть школы из Тамбова, Кирова, Вологды, Омска, Челябинска и Казани. Москва доминирует и в списке 500 лучших школ со 139 школами.

Знакомство с сайтом саранского лицея быстро убеждает, что высокие позиции не пустой звук. Среди учеников центра одаренных детей немало победителей всероссийских и даже международных олимпиад. Например, в прошлом году трое учеников стали победителями всероссийской олимпиады по физике, двое – по астрономии и один – по биологии.

Видно, что республика заботится о своей лучшей школе (хотя с 2010 г. уже произошла смена руководителя региона) – в этом году у лицея появилось новое здание. В основном в лицее учатся дети из Мордовии, причем далеко не только из Саранска (иногородним детям обеспечивают бесплатное проживание и питание). Ну и, конечно, руководство региона не забывает хвастаться успехами лицея в прессе, что, впрочем, тоже можно только приветствовать.

Интересно наблюдать за динамикой поступления выпускников лицея. Если первый выпуск на две трети остался в Саранске (в основном поступив в местный университет), то в 2014–2015 гг. половина учеников поехала в Москву и Санкт-Петербург.

Успешный пример саранского лицея лишний раз говорит о том, что создать сильную школу может большинство регионов России. Более того, сделать это можно за довольно короткий срок, если есть поддержка местных властей и привлечены люди, которые понимают, что такое хорошее школьное образование.

Автор – независимый обозреватель