Как заводить друзей и оказывать влияние на людей

Коалиция «нового протеста» уже зреет, но не всегда на виду
Выборы в Мосгордуму выглядят как возможность расширить географию недовольства за счет Москвы

Можно представить два гипотетических сценария роста недовольства политикой Кремля в стране. Один – пресловутый «Новочеркасск-2009», вчерне описанный Евгением Гонтмахером. Экономическая нестабильность в мире проецируется в политическую нестабильность в стране, правительство, и без того не очень эффективное, поскальзывается на ВАЗе, РЖД, стройках и т. д., очаги конфликтов граждан с властью вспыхивают по всей стране, Алексей Навальный провозглашает себя лидером общенационального протеста, начинается транзит по венесуэльскому образцу. Шансов сбыться у такого сценария пока не очень много, поскольку чего-то совсем уж драматического, как кризис ипотеки в 2007 г. в США, мы в мировой экономике не наблюдаем.

Второй сценарий – медленно, но верно зреющая коалиция «нового протеста». Точки сборки раздражения вокруг политик четвертого срока президента Путина уже вполне видны. Экология. Качество городской среды. Вероятно, клерикализация образования. Вероятно, новые налоги, в том числе мусорный сбор, сбор в «Платон» и т. д. Это раздражение уже переходит в недовольство, наиболее яркие примеры – Петербург и Екатеринбург, где протест оформился в качестве организованной политической силы еще зимой: в одном случае триггером были сугробы, в другом – застройка сквера в самом центре города. Здесь шансы несомненны, новые нацпроекты – это стройки, экология, городское развитие, а люди – «новая нефть», так что власти будут сами нарываться на конфликт.

Более того. Если Александр Беглов не выиграет выборы губернатора Петербурга в первом туре, внутриполитический блок ждет не децимация даже, а тотальное избиение. Если на Октябрьской площади Екатеринбурга вырастет летний палаточный городок, избиение ждет тот же внутриполитический блок, а заодно и руководство Свердловской области. Чем сильнее трясет наверху, тем легче увеличивать напряжение дальше, как и в чернобыльском реакторе, связь в политике всегда положительная.

В этом контексте выборы в Мосгордуму, которые должны состояться в этом сентябре, выглядят как реальная возможность расширить географию недовольства за счет Москвы, раскачать которую на систематические протесты против мэрии Сергея Собянина не удается уже много лет. Нет ничего удивительного, что коварство мэрии, выпустившей на выборы условно независимых и раскрученных в медиа кандидатов, в том числе общественницу Анну Федермессер, вызывало такой гнев в оппозиционной среде. Способствовать политическому обману нехорошо, окститесь, призывают Федермессер. Пусть Арбат, Хамовники и Пресню получит Любовь Соболь, юрист штаба Навального. Здесь проблема. Со стратегией кампании по раскручиванию «нового протеста» в Москве можно, находясь на стороне оппозиции, согласиться. Но с тактикой согласиться не получается.

«Новый протест» не имеет ничего общего с раздражением буржуазии, которая населяет 43-й округ. А показатель «меньше 70%» за Путина в 2018 г. не повод считать «Аэропорт», старый центр и Замоскворечье новой Брестской крепостью. В Москве «новый протест» живет на окраинах, где на месте скверов строят храмы, а на месте соразмерных человеку старых районов с хрущевками – гигантские микрорайоны из 40-этажных свечек. Там и нужно искать удачу, а не в трех самых дорогих районах города, как бы ни хотелось «победить рядом с Кремлем».

Там, где жизнь предлагает возможность, оппозиция не хочет ею пользоваться. Правильно было не шельмовать Федермессер, а плюнуть на 43-й округ, даже поддержать ее и обратиться к ней с вопросами, но не в стиле комсомольского собрания, а в стиле победившего на Украине КВН. Раз она не из «Единой России», возможно, она за оппозицию? Собирается ли она входить во фракцию ЕР в Мосгордуме? Готова ли войти во фракцию независимых депутатов? И т. д. И получить человека, который скомпрометирует сам себя, причем публично и навсегда. Или возможного союзника. Пока же выходит, что вместо этого оппозиция получила удар по репутации и влиятельного врага, который теперь сделает все возможное, чтобы московские НКО были накормлены, хорошо размещены и надежно защищены от влияния этой самой оппозиции.

Автор - социолог, приглашенный эксперт Московского центра Карнеги