Борьба с предпринимателями гарантирует застой

Рейдерский и политический сценарии дела «Рольфа» одинаково плохи для бизнеса
Если предприниматели опасаются корректировать курс, говорить о политике и финансировать смену власти на выборах – это гарантия продолжения стагнации

Уголовное дело, заведенное против Сергея Петрова, владельца сети автодилеров «Рольф», заставляет в который раз повторить простую мысль: страна движется вперед, развивается и становится богаче благодаря бизнесменам. Никакой чиновник, даже самый честный и компетентный, и никакой полицейский, даже самый порядочный и эффективный, не создают добавленную стоимость – она создается предпринимателями и их работниками. В отсутствие предпринимательской деятельности никакое устойчивое развитие невозможно – если кому-то это казалось абстрактной теорией, экономический крах СССР подтвердил это ярким и трагическим примером. В том небольшом количестве отраслей, где возможна была инициатива, риск и конкуренция, что-то происходило. В целом страна боролась с предпринимательством, и это привело сначала к стагнации, а потом и к экономической и политической катастрофе.

Плохо, если дело «Рольфа» является рейдерским захватом. Основные потери от рейдерских захватов вовсе не в том, что бывший владелец теряет, а какой-то новый персонаж приобретает собственность. Основной вред – это то, что, видя рейдерский захват, те, кто только думает об открытии своего бизнеса, решают им не заниматься. Вместо того чтобы создавать добавленную стоимость, делать граждан богаче и счастливее, займутся чем-то другим. Эти потери не сразу заметны, их сложно посчитать – и тем не менее именно из таких мелких, индивидуальных решений – не открывать новое дело, не расширять существующий бизнес – и складывается застой.

Также плохо, если дело «Рольфа» связано с политическими взглядами собственника. Сергей Петров, пока был депутатом Госдумы, голосовал и против «закона подлецов», запретившего усыновление российских детей американцами, и против пакета Яровой, серьезно осложнившего работу бизнеса в России. Но, наверное, важнее всего, что он оставался одним из немногих крупных бизнесменов, который открыто высказывал недовольство нынешним политическим курсом. На той стадии экономического развития, на которой находится Россия (грубо говоря, одна из самых бедных стран в группе богатых – или, что примерно то же самое, одна из самых богатых развивающихся стран), политические свободы играют все большую экономическую роль. Это критически важно, чтобы бизнесмены, сами или через своих политических представителей, могли критиковать тех, кто находится у власти. Еще более важно – чтобы они могли поддерживать оппозицию. Потому что коррекция курса обычно происходит во время смены персонального состава власти – и это верно и на муниципальном, и на региональном, и на федеральном уровнях.

В примитивной экономике, на начальных стадиях «догоняющего развития», постоянная корректировка экономической политики, т. е. смена власти на выборах или реакция текущего руководства на угрозу смены, не так важна. На нынешней стадии это часть повседневной жизни, которая делает государственное управление эффективным. Если граждане, особенно те, кто занимается предпринимательской деятельностью, опасаются заниматься коррекцией курса – открыто высказываясь на политические темы, финансируя смену власти на выборах – это гарантия того, что стагнация будет продолжаться.

Автор – профессор Чикагского университета и НИУ «Высшая школа экономики»