Чего хочет ФСБ от российского образования и науки

Либо профессура и студенты смогут отстоять автономию знания, либо останется только наука о безопасности России в глобальном мире
Понятно, что все мы можем уехать. Но также понятно, что это будет предательством не только будущих студентов, но и науки как таковой

Вечером 27 ноября погранслужба ФСБ не впустила в Россию известного французского социолога Карин Клеман. Ее остановили на паспортном контроле в «Шереметьево», а затем уведомили, что она представляет угрозу «безопасности государства» и поэтому ей на 10 лет запрещен въезд в Россию. Клеман должна была вести панель, посвященную новым стратам и новым тактикам субъективации, на конференции, приуроченной к 90-летию социолога Владимира Ядова.

Попытки дешифровки запрета на въезд в контексте темы выступления Клеман – сходства между «желтыми жилетами» и «ватниками» – не имеют смысла. Дело не в параллелях. Дело в том, что главный ответственный за состояние умов в стране – ФСБ давно решила, что кастрации рунета для порядка в головах недостаточно. Пора ударить – и крепко ударить – по распустившейся социальной науке и гуманитарному знанию.

Мы часто забываем, что у этой службы в руках не один меч, именуемый Роскомнадзор, а два и второй называется Рособрнадзор. Когда летом прошлого года мой вуз – Шанинку – лишили государственной аккредитации, единственный слух, объяснявший абсурд и нестыковки в процедуре экспертизы и тексте заключения комиссии, сводился к тому, что решение, мол, принято лично главой службы конституционной безопасности ФСБ генерал-полковником Алексеем Седовым.

Легендарный чекист, очевидно, еще тогда понял, что враг, настоящий враг, – это не профессиональный оппозиционер, а девочка с томом Бурдьё или мальчик с томом Арендт под мышкой. Сегодня ты читаешь структуралистов, завтра запишешь ролик на YouTube, а послезавтра выйдешь на улицу, чтобы доказать, что ты существуешь и все еще можешь действовать. Кому нужна такая опасная для состояния умов наука?

Тем более что есть и другая. Груды монографий, посвященных особому русскому пути, безопасности России в глобальном мире и деградации «духовной культуры» Запада. Университеты, где за чтение первоисточников студентам снижают оценки: читать нужно учебники преподавателей, а не иностранных агентов. Бесконечный поток мероприятий, посвященных «основателям оригинальных школ мысли», а на деле плагиаторам и дуракам, не удосужившимся открыть ни одной новой книжки с 1991-го, а то и 1980 г. Онлайн-конференции, где 18-летние бакалавры социологии должны общаться со слушателями Академии МВД из соседнего региона на животрепещущую тему: могут ли женщины служить в полиции и как именно могут.

Ставка ФСБ в данном случае — не изоляция Клеман от российской аудитории, но победа одного типа образования и научного производства над другим. Победа учебника над первоисточником. Победа ритуальной фразы над знанием. Победа статей со ссылками на послания президента над статьями со ссылками на Фуко и Джудит Батлер.

Это решение долго вызревало и тормозилось другими аппаратными игроками: большими университетами, бюрократами, понимающими, что текущая модель управления страной не допускает тотальной идеологизации социального знания, социологическими службами, работающими на Кремль. Но после протестов лета 2019 г. в Москве все эти нюансы не важны. Враг должен быть разбит. Поэтому с осени в Кремле и столичных университетах идут активные обсуждения: не слишком ли много студентов учатся на факультетах социологии и политологии? Не лучше ли отправить их всех в кулинарный техникум?

Пора понять, что речь уже не идет о том, кто правильно читает классиков, а кто нет. Речь идет о самой возможности чтения – не в кружке, а в аудитории, не под одеялом, а в университете, со студентами. Отсидеться за стенами оазисов – Вышки, РАНХиГС, Европейского университета, Шанинки и т. д. – не удастся. Либо профессура и студенты вместе смогут отстоять автономию знания, либо через 10 лет ничего, кроме туземной науки о безопасности, просто не будет существовать. Понятно, что мы все можем уехать. Но также понятно, что это будет предательством не только будущих студентов, но и науки как таковой.

Автор — социолог, преподаватель программы «Фундаментальная социология» Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка)