Как решить проблемы внутреннего travel-рынка

Снижения конкуренции с заграничным туризмом недостаточно для развития

В этом году внимание многих россиян переключилось с зарубежных направлений на отечественные курорты. Из-за резкой переориентации баланс спроса и предложения в отрасли сложился не в пользу туристов: слабо развитая инфраструктура, не лучшее качество сервиса, цены, которые порой превосходят европейские, – все это не способствует желанию отдохнуть внутри страны.

Для развития внутреннего рынка, создания инфраструктуры и повышения качества сервиса нужны субсидии, здоровая конкуренция и инвестиции, а их не хватает. Игроки опасаются запускать новые масштабные проекты, поскольку не ясно, когда они смогут окупиться в нынешней неустойчивой ситуации. Пример – падение продаж на южных курортах России после закрытия аэропортов. Как подсчитали в АТОР, объем бронирований на лето по этим направлениям сократился на 15–18% к прошлому году.

В России уже работает ряд госпрограмм, направленных на поддержку внутреннего туристического рынка, но в текущей обстановке их явно недостаточно. Одна из таких мер – программа туристического кэшбэка, которая была запущена в прошлом году в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В августе у программы стартовал новый этап: туристы могут вернуть до 20% от стоимости путешествия внутри страны за брони, сделанные до 10 сентября. Максимальный размер выплаты теперь составляет 40 000 руб. (вместо 20 000 руб.), но это правило распространяется только на гостиницы Дальневосточного региона. Для клиентов туроператоров, которые не едут на Дальний Восток, условия остаются прежними, и это вызвало недовольство участников рынка. Кроме того, в этот раз срок действия программы был сокращен, а минимальная продолжительность отдыха для получения кэшбэка – увеличена.

Другая мера поддержки, которая была запущена в 2021 г. еще на фоне пандемии, – программа субсидирования чартерных рейсов: государство компенсирует туроператорам 50% стоимости фрахта самолета. В этом году программу могут расширить на регулярные рейсы, а также на железнодорожные перевозки. Если это случится, стоимость туров снизится в 1,5–2 раза, а это привлечет больше туристов. Предполагается, что полученные деньги операторы направят на возврат путешественникам долгов за туры, отмененные в связи с весенними событиями. По данным Ростуризма за июль, сейчас туроператоры должны клиентам более 19 млрд руб. На фоне этой ситуации многие туристы отказываются от идеи приобрести туры из опасений потерять деньги. Это серьезный сдерживающий фактор для развития отрасли, поэтому рынку требуется четко прописанная прозрачная система компенсации.

Одна из главных проблем внутреннего туризма – отсутствие должной инфраструктуры. В гостиницах не хватает мест, чтобы удовлетворить возросший спрос, а качество многих объектов размещения не соответствует представлениям о комфорте. При этом цены на отдых в Подмосковье могут быть значительно выше, чем путевка в 5-звездочный отель в Турции: на фоне потока туристов и низкой конкуренции базы отдыха начали завышать цены.

Отрасли требуются субсидии на модернизацию старых объектов и постройку новых. Отдельные такие инициативы уже есть: например, сейчас обсуждается проект нового курорта – аналога Сочи в Дагестане на побережье Каспийского моря. Но любой рынок развивается намного быстрее, если основная его движущая сила – бизнес, а не только государство. Именно частные инициативы и деньги – тот фактор, который способен дать толчок развитию туристической отрасли в стране: появление новых проектов приведет к росту здоровой конкуренции, а это повлияет на инфраструктуру, здоровый баланс цены и качества сервиса.

Поэтому сейчас важно стимулировать бизнес и инвесторов вкладываться в развитие туризма. Для этого нужны программы поддержки, льготы и субсидии, условия, которые защитят участников рынка от потери денег из-за нестабильной обстановки.

50% стоимости

фрахта самолета государство компенсирует туроператорам по программе субсидирования чартерных рейсов

С точки зрения цифровизации внутренний рынок туризма пока слабоват – не хватает понятных и удобных сервисов именно для конечного пользователя. Если в сегменте поиска и покупки билетов мы видим здоровую конкуренцию, то для бронирования проживания, особенно после ухода зарубежных сервисов, хороших вариантов не так много. К тому же многие из них довольно медленные и часто работают с ошибками. Почему так популярны Booking и Airbnb – технологичность, прозрачность и отличный клиентский сервис. Человек быстро находит подходящие и проверенные варианты, четко видит все условия, которые он может ожидать за свои деньги, несколько форматов оплаты и т. д. Многие наши сервисы пока не могут этим похвастаться – не хватает мощностей. Как для работы самого сайта/приложения и добавления новых возможностей для пользователя, так и для быстрой и серьезной модерации размещаемых объявлений. Например, сейчас, когда многие переориентировались на отдых внутри страны, для владельцев квартир под сдачу в курортных районах открылись дополнительные возможности для заработка. Малый бизнес ведь тоже двигает рынок. Но большинство сайтов и приложений с объявлениями все еще не интуитивны в использовании или имеют слабую защиту и арендатора, и арендодателя. Поэтому сейчас самое время запускать аналог того же Booking или апгрейдить имеющиеся сервисы.

В целом внутренний туристический рынок сегодня далек от того, чтобы соответствовать запросам отечественных путешественников. В первую очередь здесь требуется мощное стимулирование бизнеса, а также новые государственные инвестиции. Безусловно, модернизация отрасли потребует времени, тогда как спрос на региональный туризм существует уже сейчас. Поэтому наряду с масштабными программами нужны и ситуативные меры. Например, для южных направлений одна из главных проблем – закрытые аэропорты, поскольку далеко не все туристы готовы провести больше суток в поезде. Решением здесь могут стать новые форматы, где сама дорога будет элементом отпускной программы: например, создание составных маршрутов (самолет плюс поезд) с остановкой на пару дней в Минеральных Водах.