«Волшебный участок»: фантастические твари и волшебная полиция

На видеосервисе Okko стартовал показ сериала о современной Москве и ее сказочных обитателях

Герои русских сказок живут среди нас и вполне неплохо приспособились к современной жизни. Баба Яга (Татьяна Догилева, «Забытая мелодия для флейты», «Обычная женщина») подрабатывает вебкам-моделью, лешие в шапках-невидимках грабят банки, а Змей Горыныч (Павел Деревянко, «СуперБобровы», «Гоголь») вечерами ходит есть шаурму. За волшебными жителями Москвы присматривает секретная организация ОБСП (Отдел по борьбе со сказочными преступлениями).

В последнее время чудища стали чаще нарушать закон, да и дух Кощея, заточенный в интернете, просится наружу. Нужно срочно расширять штат сотрудников по борьбе со сказочной преступностью. Новобранцем становится бывший полицейский снайпер Алексей (Николай Наумов, «Реальные пацаны»), который после несчастного случая был уволен со службы и ушел в продолжительный запой. Как и все нормальные люди, он не подозревал, что живет по соседству с гномами и ведьмами. Но, чтобы помочь смертельно больной сестре Кате (Мария Ахмедзянова, «Ухожу красиво», «Год культуры») и ее не по годам разумной дочке-школьнице, он заступает на опасную и трудную службу. Как оказалось, бросить пить куда проще, чем ловить разбушевавшихся персонажей детских книжек.

Каждый эпизод «Волшебного участка» (всего пока журналистам показали только две серии) разворачивается вокруг нового дела: то шапку-невидимку украдут, то Змей Горыныч захочет спалить Москву, как при Кутузове. Искать злодеев приходится довольно блеклой команде следователей, ни один из которых не запоминается даже по имени. При наличии целого подвала волшебных артефактов, в частности сапог-скороходов и гуслей, заставляющих всех вокруг отчаянно танцевать, создатели сериала не находят им хоть какого-то оригинального применения, дай бог используют для одного-двух гэгов. Немного жизни отделу прибавляет лишь таинственный Ворон (Филипп Янковский, «Один день Ивана Денисовича», «Черное облако»), который время от времени залетает к начальнику отдела и, будучи старшим по званию, журит того за проколы.

/ Okko

Хуже всего дела обстоят с главным героем «Волшебного участка» Алексеем. Заявленный как запойный алкоголик, он запросто бросает пить в первой же серии, узнав о болезни сестры. Будущий избранный спаситель Москвы не проходит никакого ощутимого пути исправления, да и подвиги он совершает скорее по глупости, чем по уму и совести. Не добавляет красок герою и актер Николай Наумов, который продолжает играть все ту же роль из «Реальных пацанов» – хамоватого, но в душе доброго «своего парня». Напарником и гидом в мир сказок для Алексея становится гном-матерщинник (интересно, из какой сказки взяли его авторы), сыгранный известным блогером Ильей Соболевым. Задумывался он явно как персонаж комедийный, но его бесконечная ругань и хамство вызывают скорее неловкость. Выделить в «Волшебном участке» можно разве что Бабу Ягу, которая перевоплощается то в звезду стримов для взрослых, то в инфоцыганку (забавное камео ведущей Иды Галич) – таковы новые способы обманом заманить людей в печку. Актриса Татьяна Догилева, сыгравшая ведьму в ее настоящем облике, явно испытывала какое-то странное удовольствие от этой роли, и за ней наблюдать хотя бы интересно.

Сериал «Волшебный участок» можно назвать чем-то средним между «Последним богатырем» и «Ночным дозором». Молодые авторы – режиссер Степан Гордеев, снявший несколько эпизодов «Перевала Дятлова», и сценарист Александр Носков, писавший сюжет «Гостей из прошлого», – стремились сделать «взрослое» городское фэнтези, где русским богатырем оказался алкоголик с ПТСР, а злодеями – побитые жизнью герои из знакомого с детства фольклора. В мире сериала действительно как будто уже нет места подвигам и героизму: персонажи сказок кое-как приспособились в меру своих способностей к московскому быту и не ищут приключений. В свою очередь, простые москвичи до того заняты делами, что и не замечают соседства с чудищами. А на пожарный случай всегда есть гусли, стирающие память наивных горожан (привет «Людям в черном»).

/ Okko

Во всем этом мог бы быть свой особый колорит, но, к сожалению, фэнтезийная Москва в «Волшебном участке» пока не выглядит такой уж живой и увлекательной. Правила, по которым существует мир, очень схематичные. Создатели как будто даже избегают объяснять зрителю, как и почему люди и существа из сказок живут вместе. Близорукость простых людей в сериале объясняется их наивностью: разве кто-то поверит, что в центре столицы гоняются за бандой леших и допрашивают ведьм? Как результат – проекту не хватает ощутимого контраста между волшебством и повседневностью: ОБСП просто существует, а чудеса происходят – и точка.