«Сто лет тому вперед»: прекрасное далеко, будь!

Хулиганский дух нового фильма про Алису Селезневу заставляет вспомнить «Стражей галактики»

18 апреля в прокат выходит фантастический экшн «Сто лет тому вперед» – новая экранизация повести Кира Булычева, по которой в 1980-е был снят культовый сериал «Гостья из будущего». Алиса Селезнева стала другой – и это хорошо

В титрах фантастического экшна «Сто лет тому вперед» честно указано: по мотивам одноименной повести Кира Булычева. Поэтому сюжет знакомый и незнакомый одновременно. Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн из «Праведника» и «Монастыря»), 11-классник из Москвы 2024 г., случайно находит артефакт под названием космион – разноцветный клубок энергий, который перебрасывает парня на сто лет вперед. Там, в прекрасной Москве 2124 г., Коля видит белые дирижабли на магнитной тяге, зеленые парки в разгар октября – а еще ровесницу Алису Селезневу (Дарья Верещагина из «Трудных подростков» и «Оффлайна»). И парню в 17, понятно, прикольная девчонка интереснее всех дирижаблей и парков, вместе взятых.

Правда, пообщаться у ребят особо-то не получилось. За космионом внезапно явились бывшие хозяева – космические пираты Весельчак У (Александр Петров из трилогии «Лед» и «Полицейского с Рублевки») и Глот (Юра Борисов из «Кентавра» и «Эпидемии»). Удирая от злодеев, Коля перемещается обратно в свое время, случайно захватив с собой не только Алису, но и Весельчака с Глотом. У Алисы, впрочем, в Москве-2024 есть свои дела. Именно здесь, в прошлом, она надеется отыскать свою маму Киру (Виктория Исакова из «Оттепели» и той же «Эпидемии»), которая исчезла много лет назад, когда выполняла одну благородную миссию во имя спасения человечества.

/ Централ Партнершип

По-настоящему культовые советские фильмы можно пересчитать по пальцам одной руки, и первая экранизация повести Булычева – сериал «Гостья из будущего» (1985 г.) – как раз из них. По Наталии Гусевой, той Алисе, буквально сходили с ума. Поэтому, признаемся честно, каким бы ни оказался новый фильм – плохим, хорошим, похожим, непохожим, – нынешнему поколению 40-летних невозможно угодить. В детстве все равно все было лучше – и мороженое, и Алиса Селезнева. Эти «Сто лет тому вперед» сняты для современных детей, которые росли на Marvel и аниме, а книги Булычева если и читали, то воспринимают в этом контексте. К новой серии «алисианы» гораздо ближе «Стражи галактики», чем «Гостья из будущего». И пусть. В конце концов, та, советская Алиса уже есть и никуда не исчезнет, а такой Алисы еще не было.

/ Централ Партнершип

Несмотря на все апдейты, Булычев в фильме узнается сразу. Алиса повзрослела, покрасила волосы в розовый и освоила джиу-джитсу – собственно, ну и что? Она все так же умна, независима, умеет дружить и не умеет унывать. Булычеву, главному феминисту советской фантастики, наверняка понравилось бы и то, что на первый план наконец выходит мама Алисы, которая в книгах лишь упоминается мимоходом. В Москве-2124 не летают флипы – но это тот самый прекрасный мир книг Булычева, где решены проблемы экологии, нет бедности и ненависти, Земля вписана в межгалактическое сообщество, а среди немногих неудобств разве что ушлые космические пираты. Финальный титр с посвящением автору сформулирован точно: «Человеку, который верил в будущее».

/ Централ Партнершип

«Сто лет тому вперед» – это вторая режиссерская работа Александра Андрющенко («Напарник»), опытного режиссера монтажа, продюсера, сооснователя компании «Водород». Вообще, без особой натяжки можно сказать, что вехи постсоветской кинофантастики почти идеально укладываются в совместную фильмографию студий Art Pictures и «Водород». Разве что «Обитаемый остров» (обе части в 2009 г. собрали 850 млн руб., по данным «Бюллетеня кинопрокатчика» по России и СНГ) они делали не вместе – «Водород» появился только два года спустя.

Вне всякого сомнения, все четыре фильма их общей фантастической линейки – и дилогия «Притяжение» – «Вторжение» (2017–2019 г., совокупные сборы – 2 млрд руб.), и космический хоррор «Спутник» (из-за пандемии 2020 г. вышел сразу онлайн), и вот теперь «Сто лет тому вперед» – это важные ступеньки в истории жанра. И по качеству графики, по проработке миров новый фильм превосходит все сделанное ранее. Сценарий бодрый, веселый, лихой (среди авторов сценарист «Слова пацана» Андрей Золотарев), хотя слегка переусложнен поначалу и чуть барахлит под конец, когда логика жанра уж совсем явно подминает под себя психологическое правдоподобие. Но все погрешности в пределах разумного.

Интересно, что сам ход с путешествиями во времени, нередкий для российского зрелищного кино, обыгран принципиально иначе. Например, в «Последнем богатыре» или «Ночном дозоре» героям неуютно в их современности, они страдают от того, что история когда-то повернула не туда, и возвращаются в прошлое, чтобы все исправить. В случае мага Антона Городецкого ошибка даже четко локализована в начале 1990-х. Алиса и Коля, напротив, хотят сберечь то, что есть сейчас и что органично должно эволюционировать в прекрасное далеко.

Хорошим фильмам принято желать сиквелов, но «Сто лет тому вперед» – особый случай. Вторая серия означает новые проблемы и новых врагов, а все же хочется, чтобы у Алисы и Коли все было хорошо.