Не политический и не кризис

Ничто из происходящего в Москве не поколебало спокойствия Кремля
Мы не согласны с теми, кто называет происходящее [в Москве] политическим кризисом. Протесты происходят во многих странах мира
Дмитрий Песковпресс-секретарь президента России

Ну вот, а вы боялись. Вернулся из отпуска наш главный толкователь мудрой политики Кремля Дмитрий Песков – и сразу разложил все по полочкам. Нет, говорит, в Москве никакого политического кризиса. Есть нормальная кампания по выборам в Мосгордуму, это да. Есть легитимные, то бишь согласованные с властями акции «того или иного характера», это тоже да. Ну и некоторое количество «общественных беспорядков», конечно, имеется, куда уж без них. Но политический кризис – нет, это вы загнули, надо же все-таки «адекватно оценивать происходящее».

И ведь прав Дмитрий Сергеич, прав на все сто! Ну какой же это кризис, если паре десятков известных в городе оппозиционеров отказывают в регистрации на выборах по не самым, скажем так, убедительным основаниям? Это называется «управляемая демократия», яркие проявления которой мы имеем счастье наблюдать каждый год накануне очередного единого дня голосования.

Или, может, кризис – это идущие в Москве уже целый месяц протестные акции? Да помилуйте, у нас в России каждый день кто-нибудь протестует, и ничего: никого же до сих пор не свергли и даже не поколотили по-настоящему.

Или кто-то считает политическим кризисом еженедельный захват ОМОНом улиц и площадей нашей похорошевшей столицы с сопутствующим их очищением от несанкционированно прогуливающихся граждан? Ну так это, как верно разъяснил тот же Песков, всего лишь выполнение нашими правоохранителями «своей функции, предусмотренной в законе».

И беспрецедентная серия арестов политических активистов, включая действующих муниципальных депутатов и даже одного главу муниципалитета, которых по несколько раз подряд отправляют за решетку, по сути, за одно и то же нарушение, – это, естественно, тоже не кризис, а доказательство эффективности нашей судебной системы. Да что там говорить: у нас и 11 лет строгого режима бывшему губернатору с посадкой в тюрьму половины бывшего руководства региона – это никакой не кризис, а плановая борьба с коррупцией.

И даже возбуждение уголовного дела по статье о массовых беспорядках в центре Москвы на политический кризис ни в коем случае не тянет. Во-первых, в каждой уважающей себя мировой столице непременно должны быть свои массовые беспорядки – что, мы хуже Парижа, честное слово? А во-вторых, в России куда ни глянь – обязательно обнаружится какой-нибудь беспорядок той или иной степени массовости. Что, собственно, и позволяет нашему любимому президенту регулярно демонстрировать свое умение эти беспорядки выявлять и пресекать.

Ну и, конечно, 60 000 протестующих на пр-те Сахарова – это просто тьфу, а не политический кризис. У нас и 150 000 зимой 2011–2012 гг. кризисом не считались, потому как иностранное вмешательство, пятая колонна и прочие национал-предатели. А уж сейчас, когда, как уверяют федеральные телеканалы, одна половина митингующих не знала, за что митингует, а другая пришла послушать рэперов, обращать на это внимание и вовсе не стоит.

Единственное, чего я не понял из разъяснений уважаемого пресс-секретаря, – что же все-таки следует считать «настоящим» политическим кризисом. Отстранение от власти действующего президента группой его подчиненных? Расстрел из танков здания парламента? Или все же есть какие-то промежуточные стадии, когда стрельбы еще нет, но кризис уже имеется?

Впрочем, об этом сейчас можно не задумываться. Ведь когда такой кризис, не дай бог, наступит, Дмитрий Сергеич непременно нам сразу же об этом сообщит. Если, конечно, успеет.