Новосибирские автовладельцы обещают протесты

Власти Новосибирской области объявили о повышении транспортного налога почти на треть. Хотя налог не менялся уже три года, автомобилисты обещают протестовать

Совет администрации Новосибирской области вчера одобрил увеличение ставки транспортного налога на 30% с 2010 г. (см. таблицу). Исключение сделано только для юридических лиц, владеющих автобусами и сельхозтехникой: для этих категорий транспорта налог предполагается вдвое понизить, сообщил руководитель областного департамента финансов и налоговой политики Леонид Горнин, который представил проект изменений в областное законодательство.

Закон «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков» был принят в 2003 г., действующие сейчас ставки транспортного налога были введены в 2006 г. и вступили в силу с 2007 г. Транспортный налог обеспечивает около 2% от собственных доходов бюджета, в прошлом году собрано 934 млн руб., в текущем (на 1 сентября) – 877 млн руб., две трети платежей обеспечивают физические лица, рассказал Горнин. План на 2009 г. – 1,094 млрд руб. По данным «Автостата», на начало года в Новосибирской области было зарегистрировано 640 092 легковых автомобиля, 121 500 грузовых и 16 400 автобусов.

Плюс 30% позволят бюджету дополнительно заработать в 2010 г. 67 млн руб. на налогах с юридических лиц, в 2011 г. – уже 90 млн руб. с них же и 20 млн руб. с частников (они платят налог до 1 марта следующего года), подсчитал Горнин. Поправки, по его словам, уйдут в областной совет в октябре. «Они будут приняты на 100%», – уверен председатель комитета областного совета по транспортной, промышленной и информационной политике Сергей Титков (из фракции «Единая Россия» – 69 из 98 депутатов).

Правительство 23 сентября одобрило поправки в Налоговый кодекс, увеличивающие базовую ставку транспортного налога вдвое с 2010 г. По расчетам Минфина, такая мера пополнит региональные бюджеты на 7,5 млрд руб. На федеральном уровне устанавливаются базовые ставки (сейчас: до 100 л. с. – 5 руб., 101–150 л. с. – 7 руб., 151–200 л. с. – 10 руб., 201–250 л. с. – 15 руб., более 250 л. с. – 30 руб.). Поправки в НК позволят региональным властям в 10 раз снизить ставку налога (сейчас не более чем в пять раз), право увеличить налог в пять раз сохраняется.

В Красноярском крае (в нем зарегистрировано 633 000 легковых автомобилей, 121 000 грузовиков и 20 000 автобусов, по данным «Автостата») решение об изменении ставки пока не принято, говорит руководитель пресс-службы краевого правительства Сергей Попов. На сколько они могут вырасти, он отказался говорить до окончания работы над проектом бюджета-2010 (будет готов к 15 октября). По нынешним ставкам край собрал в 2008 г. 1 млрд руб. транспортного налога, в том числе 360 млн руб. – с организаций и 640 млн руб. – с физлиц (данные отчета об исполнении бюджета). Примерно столько же собрала в прошлом году и Кемеровская область (552 200 легковых автомобилей, 85 000 грузовых и 17 900 автобусов), говорит и. о. начальника отдела доходов Главного финансового управления области Татьяна Медведева. Проект изменений ставок в Кузбассе будет подготовлен в течение октября – в частности, рассматривается возможность увеличения ставки налога для автомобилей мощностью более 250 л. с. (сейчас – 150 руб.), рассказывает она.

С учетом поправок ставка налога станет «одной из самых высоких в Сибирском федеральном округе», недоволен координатор региональной организации автолюбителей «Свобода выбора» Владимир Кириллов. «Свобода выбора» 24 октября организует акцию протеста, обещает он.

В России только два налога, которые целиком зачисляются в бюджеты субъектов, – на вмененный доход и транспортный, практика повышения ставки транспортного налога «в условиях выпадения доходов субъекта станет распространенной», не сомневается старший аналитик «Тройки диалог» Антон Табах. Пока увеличили ставку лишь единицы – в сентябре Госсовет Татарстана одобрил в первом чтении поправки, увеличивающие транспортный налог с 2010 г. до максимальных ставок для всех автомобилей, кроме категории до 100 л. с., напоминает Табах.