Условия пребывания Магнитского в тюрьме ухудшались намеренно

Адвокатам и журналистам называют разные причины смерти юриста Hermitage.
А.Махонин

Смерть Сергея Магнитского, адвоката, представлявшего интересы главы фонда Hermitage Уильяма Браудера, поднимет новые вопросы относительно кампании, ведущейся против фонда в то время, когда страна пытается убедить иностранных инвесторов приходить в Россию, пишут западные СМИ.

О смерти юриста в Hermitage узнали во вторник. Адвокатам сказали, что он умер от разрыва поджелудочной железы. Коллеги Магнитского обвиняют следствие в намеренном ухудшении условий его пребывания в Бутырской тюрьме. Это было сделано, чтобы выдавить из юриста необходимые показания, убеждены коллеги Магнитского. «Милиция убила его. Я не знаю, хотели они его убить или просто слишком надавили на него… но они хотели, чтобы он сфабриковал улики, которые могли бы поддержать дело против Hermitage… Эти люди говорили ему, что он мог бы быть на свободе, если бы дал нужные показания», - заявил управляющий партнер Firestone Duncan Джемисон Файерстоун.

Тем временем спикер Следственного комитета МВД Ирина Дудыкина озвучила журналистам совсем другую причину смерти Магнитского. Она заявила, что Магнитский умер в понедельник вечером в результате сердечной недостаточности. По ее словам, в его деле не было никаких упоминаний о проблемах со здоровьем и Магнитский не жаловался на эти проблемы на судебном слушании, состоявшемся на прошлой неделе.

Документы, предоставленные адвокатом и бывшими коллегами Магнитского, свидетельствуют об обратном. В соответствии с ними Магнитский не раз жаловался на недостаток медицинской помощи в последние месяцы, включая слушания на прошлой неделе, но ему было отказано. В частности, в своих жалобах Магнитский говорил, что в камере, в которой он содержался в сентябре, не было стекол и оконных рам. Впрочем, окна вставили после того, как поступила жалоба.

Магнитский был помещен в камеру около года назад, его обвиняли в том, что он помогал Hermitage уклоняться от налогов. Фонд отрицал все обвинения и в свою очередь отвечал обвинениями, что официальные представители власти использовали штампы и печати компании, чтобы подделать необходимые документы. Кстати, арест Магнитского состоялся очень скоро после того, как юрист выступил с обвинениями против властей и назвал имена людей из МВД, причастных к конфискации документов и печатей Hermitage. «Магнитский оказался достаточно смелым, чтобы встать и указать на коррупцию, имеющую место в милиции. Он не должен умереть просто так», - заявил Браудер в интервью Financial Times во вторник. «Он никогда не думал, что его могут арестовать. Он верил, что в России есть главенство закона», - сказал Браудер The Wall Street Journal.

В освобождении из-под ареста под залог Магнитскому было отказано на том основании, что ранее он обращался за визой Великобритании.

Тем временем в МВД все обвинения отрицают. По словам представителей следственного комитета, дело против Магнитского было очень твердым, поэтому в его смерти они не были заинтересованы. Напротив, у них были надежды обвинить его по всем статьям во время суда. В комитете подчеркнули, что предварительной причиной смерти стал токсический шок и сердечная недостаточность. При этом представители тюрьмы утверждают, что сделали все возможное, чтобы помочь юристу.

Фонд Hermitage был основан Уильямом Браудером. Его активы оценивались в $4 млрд. В 2005 г. главе фонда и постоянному критику коррупции среди российских властей запретили въезжать в страну.

Правительства Европы и США очень часто поднимали вопрос относительно продвижения дела об уклонении от уплаты налогов Hermitage, а международные юридические группы и союзы по борьбе за права человека неоднократно обращались к Дмитрию Медведеву с просьбой вмешаться в ход дела. Но все было безуспешным. «Россия сейчас пребывает в кромешной тьме в вопросах юридической системы. Если на адвокатов совершаются нападки просто за ту роль, которую они играют, это значит, что у системы реальные проблемы», - сказал Марк Эллис, глава Bar Association, которая обращалась в связи с этим делом к Медведеву еще в июне.

При этом Медведев, юрист по образованию, заявил, что укрепление главенства закона и юридической системы – приоритетны для его администрации. Тем временем критики утверждают, что пока прогресс в этом дела очень невелик.

В отчете Парламентской ассамблеи Совета Европы, выпущенном в этом году и касавшимся юридической системы в России, говорилось: есть основания подозревать, что «скоординированные нападки» на Hermitage «имеют поддержку высших представителей властных структур». Тем временем на прошлой неделе на вопрос о деле Hermitage Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина, в очередной раз процитировал обвинения и опустил дальнейшие рассуждения, заявив, что в этом нет «ничего особенного».

По сути, этот случай стал очередным символом преследований на основании голословных утверждений российских адвокатов властями. Подобное уже можно было наблюдать в деле ЮКОСа.

Все руководители и юристы Hermitage покинули Россию. Представители российских властей заявляют, что хотят арестовать Браудера, который в данный момент работает в Лондоне.

По материалам FT, WSJ