Арестован бывший владелец немецких верфей Wadan Yards Андрей Бурлаков

Германские верфи Wadan Yards, из-за которых летом чуть не возник международный скандал, заинтересовали российских следователей. Их бывший владелец Андрей Бурлаков арестован

Летом прошлого года верфи Wadan – два завода в Германии и один на Украине – приобрел российский бизнесмен Андрей Бурлаков. Но уже через год германские верфи обанкротились, и власти ФРГ стали подыскивать нового инвестора: заводы Wadan – на территории избирательного округа канцлера Германии Ангелы Меркель, а на сентябрь 2009 г. были назначены выборы в бундестаг. В августе стало известно, что переговоры о выкупе верфей ведет спецпредставитель президента по международному энергосотрудничеству и член совета директоров «Газпрома» Игорь Юсуфов. В итоге верфи купил за 40 млн евро у правительства ФРГ сын переговорщика Виталий Юсуфов. Сделка прошла почти сразу после разговора Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель, когда президент России пообещал, что «новый пул инвесторов [для верфей Wadan] будет гораздо более эффективным и успешным».

Но для Бурлакова история на этом не закончилась. Еще 6 ноября Тверской суд Москвы выдал заочно санкцию на его арест, сообщила вчера руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева. А по информации германского журнала Spiegel, Бурлаков уже арестован и находится в сизо «Бутырка», следствие разбирается с тем, откуда у него появились деньги на верфи. «Ведомостям» факт ареста Бурлакова подтвердили два источника в МВД.

Откуда деньги

В 2002–2009 гг. Бурлаков работал в подконтрольной государству Финансовой лизинговой компании (ФЛК), последние четыре года – на должности первого заместителя гендиректора. ФЛК в 2007–2008 гг. разместила еврооблигации на $250 млн, а в декабре прошлого года перестала платить по купонам, и держатели бумаг пожаловались в правительство. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) решила разобраться со сделками «дочки» и выяснилось, что деньги от евробондов пошли не на лизинг самолетов и оборудования, а на финансовое посредничество, недвижимость и покупку немецких верфей, заявлял в июле «Ведомостям» президент корпорации Алексей Федоров. Изначально покупателем 70% Wadan Yards стала люксембургская FLC West Holding – она на 50% принадлежала ФЛК, и ее гендиректором был Бурлаков. Но с прошлого года ФЛК непонятным образом лишилась доли в люксембургской «дочке».

Бурлакову и бывшему президенту Wadan Yards Анне Эткиной предъявлены обвинения по ст. 159.3 Уголовного кодекса (мошенничество), сообщил «Ведомостям» представитель ГУВД по Москве. Они обвиняются в том, что заключили договоры ссуды от имени ФЛК с фиктивными компаниями без обеспечения на общую сумму около 3 млрд руб., добавляют два источника в МВД. Уголовное дело возбуждено летом, потом была санкция на заочный арест Бурлакова и Эткиной, а в конце ноября оба были задержаны во время допросов, говорят собеседники «Ведомостей». По заявлению Усачевой, Бурлаков обвиняется в хищении у ФЛК 1,5 млрд руб.

Мобильный телефон бизнесмена вчера не отвечал, разыскать адвоката Бурлакова вчера также не удалось. Директор по производству украинской Wadan Yards Okean Александр Афанасенко, а также представители ОАК и ФЛК от комментариев отказались.

Новый инвестор

Spiegel писал, что Юсуфов и Бурлаков давно знакомы и Юсуфов даже помог прежнему инвестору договориться о покупке Wadan Yards. Сам Бурлаков этого не подтверждал, получить комментарии Юсуфова не удалось. Но они оба еще полтора года назад серьезно интересовались Wadan, Юсуфов собирался быть партнером Бурлакова в проекте, рассказал «Ведомостям» предприниматель из окружения Юсуфова.

Компания Виталия Юсуфова не имеет никакого отношения к проблемам Бурлакова с правоохранительными органами, заявил представитель Nordic Yards (в эту компанию вошли верфи Wadan в ФРГ). Саму покупку верфей он назвал личной инвестицией Юсуфова-младшего. Германские верфи производят разные типы судов, включая танкеры и газовозы ледового класса, плавучие буровые установки. Виталий Юсуфов много лет работал в «Газпроме» и понимает, какой серьезный спрос будет в будущем на специализированные суда, говорит представитель Nordiс. «В последние годы я искал возможности для инвестиций. Такая возможность – вложить мои деньги в предприятие, располагающее ноу-хау для таких кораблей, – представилась этим летом, и я ею воспользовался» – такие комментарии самого Юсуфова передал представитель компании. Он же сообщил «Ведомостям», что банковские займы в сделке не использовались, а 40 млн евро, которые пошли в оплату актива, – собственные средства Виталия Юсуфова. До августа он возглавлял московский офис «дочки» «Газпрома» – Nord Stream. Покупка верфей была оплачена деньгами семьи и друзей, уточняет близкий к Юсуфову-младшему источник.