Дальний Восток будет развиваться за счет добычи сырья и транспорта

Дальний Восток к 2015 г. должен превратиться в регион с инновационным сырьевым сектором и развитой транспортной инфраструктурой, став одним из экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона, надеются в правительстве. Это потребует колоссальных инвестиций, предупреждают эксперты

Премьер Владимир Путин вчерашний день провел на Дальнем Востоке: запустил первую очередь нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (см. статью на стр. Б1) и провел совещание по проблемам судостроения в регионе. На совещании Путин заявил, что подготовлена «Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.». «Ее конечная цель – обеспечить формирование здесь устойчивой экономики и комфортной среды для жизни», – объяснил премьер.

Главные проблемы Дальнего Востока и Байкальского региона – экономическая и инфраструктурная изолированность от остальной России, пишут авторы стратегии из Минрегионразвития. Производительность труда в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) в 4 раза ниже, чем в соседней Японии, и в 6 раз меньше, чем в США. Потребление первичных энергоресурсов в 2,5 раза превышает среднероссийские показатели, электроэнергии – в 1,8 раза. Хотя на Дальнем Востоке добывается 100% российского олова, 98% алмазов, 67,5% золота и 65% рыбы, вклад этих регионов в экономику страны незначителен, констатируют авторы документа.

Базовый сценарий развития округа увязан с инновационным сценарием концепции-2020. На первом этапе (с 2009 по 2015 г.) чиновники планируют добиться роста инвестиций и внедрения энергосберегающих технологий, запустить новые инвестпроекты и повысить уровень занятости населения. Второй этап (по 2020 г.) – это время для реализации крупных проектов в энергетике и на транспорте, роста экспорта продукции глубокой переработки, считают в Минрегионразвития. Дальнейшее развитие экономики Дальнего Востока (третий этап, по 2025 г.) будет увязано с интеграцией в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона, внедрением инноваций в области энергетики и транспорта. Уровень социальных услуг (одна из причин миграции с Дальнего Востока) будет сравним с развитыми странами, обещает Минрегионразвития в стратегии. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума должна сократиться с 24,5% до 9,6%.

Впрочем, анализируя перспективы развития на Дальнем Востоке конкретных отраслей, авторы концепции не называют новых проектов, которые могли бы это развитие ускорить. Перечень приоритетных инвестпроектов будет сформирован до марта следующего года. Упор предлагается сделать на развитие добывающей промышленности и транспорта.

Не следует дальневосточным регионам забывать о сотрудничестве с Китаем и Монголией – этому в стратегии посвящена отдельная глава. Порты на Дальнем Востоке могли бы полностью принять на себя грузопотоки приграничных провинций Китая, пишут авторы документа. Существующие же резервные мощности в энергосистеме востока позволяют продавать электроэнергию тому же Китаю, а также Монголии, странам Корейского полуострова и Японии. Иностранцы должны открывать на Дальнем Востоке сервисные центры для ремонта судов – это новые технологии и рабочие места, отмечается в стратегии.

Составлять программу регионы начали самостоятельно, рассказывает сотрудник Минрегионразвития, в ней участвуют 12 дальневосточных и забайкальских субъектов Федерации: Якутия, Хабаровский, Забайкальский, Камчатский и Приморский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская, Еврейская автономная, Иркутская области, Чукотка, Бурятия. Минрегион внес стратегию в аппарат правительства 12 мая 2009 г. Сколько потребуется средств на реализацию программы, неизвестно, говорит чиновник: «Суммы будут утверждаться при продлении соответствующей ФЦП». По словам сотрудника аппарата правительства, президиум правительства будет рассматривать документ в следующем году, «пока нет точной даты».

Документ долгожданный, радуется полпред в ДФО Виктор Ишаев. Стратегия определяет перспективу политики властей на востоке страны, развитие экономики, образования и здравоохранения, убежден он.

«Хорошо, когда сшивается экономическое пространство», – согласна Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики, но на Дальнем Востоке нужно развивать не только сырьевые производства. Она советует начинать преобразования с крупных городов и инфраструктуры.

Стратегия получилась декларативной, замечает директор Института региональной политики Булат Столяров. Но в условиях, когда государство не может планировать долгосрочных инвестиций, по-другому быть не могло, считает он. По его мнению, реализация стратегии потребует «сотни миллиардов рублей». «С ее принятием официально закрепляется ориентированность экономики ДФО на азиатские рынки», – резюмирует Столяров.