Армия действительно поменяла лицо

Начатые преобразования в армии сделали необратимой ее реформу, несмотря на недовольство самих военных

Лишняя техника. 15000

танков предстоит ликвидировать после перехода армии на новые штаты

2000

самолетов также будет утилизовано

Планы трансформации армии, оглашенные министром обороны осенью 2008 г., быстрыми темпами стали воплощаться в реальность в 2009 г. За год было ликвидировано свыше 1500 кадрированных частей, состоявших из нескольких солдат и офицеров, охранявших технику. Все оставшиеся в Сухопутных войсках более 80 бригад укомплектованы полностью людьми и техникой по новым штатам. Ликвидированы дивизии и армии в Сухопутных войсках, созданные вместо дивизий бригады входят в несколько десятков оперативных командований, место авиаполков в ВВС заняли авиабазы, на которых сосредоточиваются исправные самолеты.

Сокращено примерно 50 000 офицерских должностей (всего до 2012 г. их собираются сократить 200 000), увольняются прежде всего старшие офицеры – подполковники и полковники, которых в прежней армии было едва ли не больше, чем лейтенантов, и которым некем было командовать, структура офицерского состава приводится к «пирамидальному» виду. Начата подготовка профессиональных сержантов. Таким образом, первый этап реформы – слом старой армии советского типа – в основном выполнен. Остается построить новую армию.

Трансформация должна превратить к 2016 г. Российскую армию по своей структуре в аналог большинства западных, имеющих незначительные резервные компоненты (планируется, что к 2016 г. в армии мирного времени будет 1 млн, а военного – 1,7 млн человек). Перевооружить ее рассчитывают к 2020 г. Она предназначена не для противостояния с армиями НАТО или Китая, которые также перестают или перестали быть массовыми, а для действий в первую очередь на постсоветском пространстве.

Оборотной стороной радикальной ломки стало массовое, хотя и скрытое, недовольство офицерского состава, сокращаемого в таких же объемах, как в начале 1990-х гг. Дело доходит до того, что офицерам предлагают устроиться на должности, которые занимали прапорщики (теперь такого звания нет). Реформаторы обещают обеспечить всех уволенных, кому это положено, квартирами и выходными пособиями, помочь трудоустроиться, но на практике люди сталкиваются с массовыми нарушениями их прав. Однако это уже не остановит реформы – слабые попытки сопротивления им со стороны генералитета и депутатов Госдумы, всколыхнувшиеся весной, не привели ни к чему, а министр Анатолий Сердюков пользуется полным доверием Белого дома и Кремля.