"Булава" не летает не из-за конструктивных недостатков, а из-за дефектов двигателей

Испытания межконтинентальной ракеты «Булава» продолжат летом и даже ускорят. Причиной неудач признаны дефекты твердотопливных двигателей, а не просчеты в конструкции

Новый испытательный запуск баллистической ракеты для подлодок (БРПЛ) «Булава» будет проведен этим летом с борта специально переоборудованной для этой цели подлодки «Дмитрий Донской», сообщил ИТАР-ТАСС представитель Главного штаба ВМФ. Если этот и повторный запуск «Булавы» с борта «Дмитрия Донского» пройдут успешно, следующий запуск состоится уже осенью с борта новейшей лодки проекта 955 «Юрий Долгорукий», заявил он. Для вооружения лодок этого проекта, одна из которых уже проходит испытания, а еще две строятся на «Севмаше» в Северодвинске, и разрабатывается с 1998 г. «Булава».

Если и это испытание будет успешным, за ним последует залповый пуск (старт сразу нескольких ракет), говорит представитель Главного штаба ВМФ. Источник в ракетной промышленности подтвердил «Ведомостям» эту информацию, сообщив, что если вся эта серия запусков будет успешной, то по ее окончании можно будет подписать предварительный документ о завершении первого этапа испытаний и начать серийное производство ракеты.

Из 12 проведенных с 2004 г. испытаний ракеты лишь пять были признаны полностью или частично успешными. В июле 2009 г. после очередного неудачного запуска ушел в отставку гендиректор Московского института теплотехники (МИТ) (разработчик ракеты) Юрий Соломонов, но и следующее испытание 9 декабря прошлого года было неудачным. Минобороны объявило тогда, что сбои возникли в работе третьей ступени ракеты – ее спиралевидное вращение перед самоликвидацией наблюдалось с территории Норвегии.

Неудачный декабрьский запуск расследовала специальная комиссия из представителей Минобороны и ВПК. Результаты работы этой комиссии внушили оптимизм военным и промышленности и привели к решению о возобновлении испытаний, сообщил источник, близкий к комиссии. По его словам, выяснилось, что причиной аварии стал отказ механизма управления тягой твердотопливного двигателя производства пермского НПО «Искра». Эту информацию подтвердил и источник в Минобороны. Получить комментарии на «Искре» вчера не удалось.

По словам военного, это значит, что речь идет о чисто производственном, т. е. поправимом, дефекте, а не принципиальной ошибке в конструкции. Следовательно, продолжает собеседник «Ведомостей», есть смысл продолжить работу над ракетой, которая уже стоила несколько десятков миллиардов рублей.

Тем не менее план ударного завершения испытаний с привлечением «Юрия Долгорукого» выглядит достаточно авантюрным, считает редактор Moscow Defense Brief Михаил Барабанов. По его словам, изначальные обещания МИТ дешево и по сокращенной программе испытаний сделать «Булаву» были одной из причин неудач и наступать дважды на эти грабли не стоит. Тем не менее альтернативы у завершения испытаний нет, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко: слишком много средств вложено в проект, без которого российские стратегические ядерные силы в перспективе останутся без морской компоненты.