Правительство будет бороться с алкоголизмом, развивая виноделие

Власти надеются, что через 10 лет жители России будут пить в два раза меньше.
А.Астахова

Правительство ждет, что через 10 лет россияне будут в 2 раза меньше пить, заниматься спортом и меньше страдать алкогольными психозами. Добиться этого власти собираются главным образом с помощью пропаганды и контролем цен. Такие выводы можно сделать из "Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г.", утвержденной премьером Владимиром Путиным.

Предполагается, что в результате реализации концепции к концу 2012 г. жители России сократят потребление алкоголя на 15%, а к 2020 г. - на 55%. Как отмечается в концепции, в 2008 г. потребление на душу населения в России составило 10 л абсолютного алкоголя в год. "Однако с учетом не разрешенных к потреблению спиртосодержащей продукции и крепких спиртных напитков домашней выработки фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения в настоящее время составляет около 18 л в год", - приводятся данные в документе. При этом более половины выпитого алкоголя приходится на долю водки. Для сравнения: в начале 90-х на душу населения приходилось 5,4 л абсолютного алкоголя. А в начале XX в. Россия была самой непьющей страной в Европе - на каждого жителя приходилось всего 0,83 л.

Правительство полагает, что рост пьянства и изменения предпочтений в сторону крепких напитков происходили "из-за отсутствия единых подходов государства к регулированию производства и оборота алкогольной продукции, смещению приоритетов в сферу экономических интересов в ущерб охране здоровья населения".

Чтобы побороть растущий алкоголизм, россиянам в школах и на работе будут рассказывать о вреде пьянства и призывать вести здоровый образ жизни. Кроме того, концепция предусматривает осуществление политики ценообразования, обеспечивающей установление потребительских цен на алкогольную продукцию с учетом содержания в ней этилового спирта, а также принятие техрегламентов о требованиях к безопасности алкогольной и спиртосодержащей продукции. Снижение доступности алкогольной продукции будет достигнуто также путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени. Концепция предусматривает помимо прочего "ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции, привлекающей общественное внимание, особенно детей и молодежи" и "запрещение использования информации о наличии биологически активных веществ, в том числе витаминов, в алкогольной продукции в целях рекламы такой продукции как обладающей лечебными и иными оздоравливающими свойствами".

Ограничено при этом будет проведение нацеленных на содействие потреблению алкогольной продукции мероприятий, в том числе винных, пивных фестивалей и конкурсов.

В то же время, чтобы повысить культуру потребления алкоголя, правительство обещает создать условия для развития российского виноделия и увеличения производства российских качественных вин.