Коррупция: все побежали, и я побежал

Как же всё же затейливо устроено всё в нашей любимой стране. Дырка на дороге может зиять годами, но пока кто-то властный в неё пальцем не потычет, никто и не подумает, что-то делать.

Так и с коррупцией.

Казалось бы: вот она, со всех сторон пропитала нашу жизнь и только слепой её может не заметить, и только очень в ней заинтересованный может посчитать, что у нас и так всё в порядке. Но тут вдруг выступает Президент. И говорит, что всё плохо, что никто ни с чем практически не борется, что надо срочно сделать то и это, и что пора (опять) от слов переходить к делу. Тут же со всех сторон начинают сыпаться инициативы. И уже готовы проекты законов, и давно, оказывается, лежали в загашниках подходящие предложения, и оказывается со дня на день из окопов в бой рвануть готов каждый.

Возникает вопрос: а где все эти люди были вчера? Неделю назад? Месяц? Год?

Кто-нибудь может сказать, что у нас всегда так было и так будет. Но это не повод считать, что так правильно. Такой подход превращает любую важную тему (борьба с коррупцией, модернизация, любые другие реформы) в некое подобие игры в догонялки: каждый бежит только по отмашке, что-либо делается только для того, чтобы предъявить результаты пред сиятельные очи, каждый стремится поучаствовать в забеге без особых, впрочем, намерений довести хоть что-то до конца, до видимых результатов.

Не происходит же ничего только потому, что у нас в России сегодня сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны общество в массе своей совершенно никакой борьбы с коррупцией не хочет (каждому, в принципе, хотелось бы оставить лично себе любимому возможность при необходимости решить вопрос быстро и в обход частокола бюрократии), а хочет борьбы со злодеями-коррупционерами (отобрать у них всё, а их самих расстрелять на Красной площади через повешенье). Властные элиты же хотят ровно противоположного: массовой и результативной борьбы с бытовыми взятками на низовом уровне при сохранении status quo у них там, наверху, так чтобы для них ничего не изменилось, и дополнительный доходец продолжал исправно поступать в карманы по невидимым, но хорошо отлаженным каналам.

В результате же люди не довольны, что посадок нет, но не настолько недовольны, чтобы кулаком по столу в день выборов: «Доколе!». Чиновники же и прочие депутаты припасают впрок набор правильных слов, чтобы в нужный момент их произнести и отметиться в первых рядах борцов с какой-нибудь другой коррупцией, кроме той, что вокруг них непосредственно.

Коррупция же смотрит на всё это и ухмыляется, отодвигая финишную ленточку забега всё дальше и дальше: бегите, родные, бегите, не поборитесь, так хоть согреетесь.

Что же нам, тем, кому не нравится такое доминирующее положение коррупции в нашей жизни, делать в такой ситуации? Как изменить апатию и мнение «воруют, ну и пусть», отношение «всё равно ничего не поделаешь», хитрые уловки тех, кому реальная борьба с коррупцией не только не нужна, но и смертельно опасна?

Надо совместить несовестимое: ставить большие задачи и по мере сил добиваться их выполнения и тем временем решать те повседневные проблемы, которые не терпят отлагательства. В идеале необходимо:

обзавестись независимыми средствами массовой информации, которые могли бы честно и непредвзято говорить о коррупции, проводить журналистские расследования;

добиваться обеспечения независимости российских судов, их отрыва от воли и диктата бюрократии;

вырастить, наконец, реальное гражданское общество, т.е. общество граждан, готовых защищать свою точку зрения и свои права, а не смотреть в рот власти;

перестать убивать средние и малые предприятия и через них рыночную экономику, законы и принципы которой никогда не смогут ужиться с вымогательством, рейдерством и поборами;

и самое главное – вернуть людям, гражданам России возможность самим, посредством свободного выбора, избавляться от коррупционеров и тех, кто ей потворствует на всех этажах власти.

Вообще необходимо вернуть в страну свободу конкуренции: идей и точек зрения, мнений и позиций, товаров и услуг, политиков и партий. В конечном итоге, свободная конкуренция, реализуемая в рамках жёсткого исполнения закона – лучшее лекарство от коррупции.

А параллельно надо выстраивать должным образом антикоррупционное законодательство, по мере сил добиваться исполнения уже существующих законов теми, кто их обязан исполнять, оказывать помощь гражданам и предпринимателям в защите от коррупции и максимально широко, полно и правдиво говорить о коррупции, не скрывая ни имен, ни чинов, ни объемов, ни сумм, ни тех реальных потерь, которые системная коррупция вызывает.