Хамовнический суд игнорирует президента и Верховный суд в отношении дела ЮКОСа

Хамовнический суд снова проигнорировал законодательный запрет на аресты предпринимателей и продлил меру пресечения Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. Разъяснения Верховного суда, что считать бизнесом, не помогли

Хамовнический суд Москвы в понедельник вновь удовлетворил ходатайство гособвинения и продлил еще на три месяца срок содержания под стражей бывших руководителей ЮКОСа Ходорковского и Лебедева. В постановлении судья Виктор Данилкин отметил: обстоятельства, при которых обоим обвиняемым ранее была избрана такая мера пресечения, не изменились.

В этом ходатайстве утверждалось, что отмена ареста означала бы направление обвиняемых в исправительные колонии, где существует «более лояльный режим содержания осужденных». Это позволило бы Ходорковскому и Лебедеву вести неограниченную переписку и пользоваться правом на более значительное количество свиданий в условиях, когда «значительная часть денежных средств, полученная от реализации похищенной нефти, легализована и <...> активно используется <...> для противодействия расследованию».

Адвокаты апеллировали к запрету на арест предпринимателей, который был введен в апреле по инициативе президента Дмитрия Медведева: в ст. 108 УПК РФ появилась норма, прямо запрещающая применение ареста к обвиняемым в преступлениях в сфере предпринимательской деятельности. В мае, продлевая арест, суд новую норму проигнорировал, а кассационная коллегия Мосгорсуда сочла, что инкриминируемые Ходорковскому и Лебедеву преступления не относятся к сфере предпринимательской деятельности в том смысле, который имел в виду законодатель. После этого Верховный суд разъяснил, что считать такой деятельностью (см. врез).

Зампред комитета Госдумы по законодательству Андрей Назаров говорит, что случай Ходорковского нетипичный, на его основании нельзя делать вывод о том, что президентские поправки не работают. Поправки направлены на то, чтобы наказание за экономические преступления не было связано с лишением свободы. Следовательно, исчезают основания держать в сизо подозреваемого в таком преступлении, объясняет депутат. Но Ходорковский и Лебедев уже отбывают срок, поэтому продление ареста в данном случае формальность. В аналогичной ситуации все осужденные, которые оказываются под следствием, отбывая наказание, добавляет Назаров, к тому же измененный УПК разрешает в исключительных случаях арестовывать и бизнесменов.

По приговору суда Ходорковский и Лебедев должны находиться в колонии общего режима, возражает адвокат Ходорковского Вадим Клювгант, и даже в сизо возможно создание условий, аналогичных более мягким условиям колонии, – закон это предусматривает.

Закон позволяет вообще обойтись без «меры пресечения», говорит адвокат Владимир Жеребенков: судья может самостоятельно принять решение об этапировании осужденного, правда, только на несколько месяцев, и продлить этот срок нельзя: пришлось бы возвращать Ходорковского назад, в Читу. Поэтому суды работают так, как им проще, а все «разъяснения» сверху игнорируют.