Минфин судится за деньги, из-за которых находился под стражей Сергей Сторчак

Минфин согласен вернуть «Содэксиму» долг 14-летней давности. Но заплатить министерство готово на $15 млн меньше, чем требует компания

Иск «Содэксима» к Минфину был подан в Арбитражный суд Москвы 27 мая, компания требует $58,2 млн – $24,2 млн основного долга плюс проценты. Компания участвовала в урегулировании задолженности Алжира перед Россией по кредитам СССР. В 1996 г. она перечислила в бюджет $24,2 млн в качестве гарантийных платежей и должна была получить на эту сумму товары от Алжира. Долг Москва списала, но товаров «Содэксим» не дождался.

В 2006 г. правительства двух стран договорились, что на национальном уровне урегулируют все претензии юридических лиц, и «Содэксим» попросил компенсировать ему расходы с процентами – всего $43,4 млн. Минфин счел требования обоснованными, о размере компенсации предстояло договориться.

Но осенью 2007 г. по обвинению в намерении незаконно перечислить «Содэксиму» из бюджета $43,4 млн (ст. 30 и 159 УК РФ – покушение на хищение путем мошенничества организованной группой лиц в особо крупном размере) были задержаны замминистра финансов Сергей Сторчак, гендиректор «Содэксима» Виктор Захаров и президент Межрегионального инвестиционного банка Вадим Волков. Через год Сторчак был выпущен под подписку о невыезде.

Средства, поступившие в федеральный бюджет, до сих пор не возвращены «Содэксиму», признает Минфин, долг должен быть выплачен с учетом штрафных санкций. Но сумма долга должна быть уменьшена до $43,4 млн за счет снижения размера штрафа, говорится в сообщении, опубликованном вчера на сайте Минфина. Получить комментарии «Содэксима» вчера вечером не удалось.

Рассмотрение претензий «Содэксима» в арбитражном суде с юридической точки зрения означает, что спор по долгу является гражданским, об уголовной ответственности речи не идет, отмечает адвокат Сторчака Андрей Ромашов. Сторчак комментировать вчерашнее заявление Минфина по иску «Содэксима» не стал. Он лишь заметил, что не является стороной данного процесса.

Логично, что «Содэксим» пошел по пути гражданского разбирательства, говорит партнер «Нерр» Илья Рачков: уголовные суды обычно не присуждают значительные компенсации, а их выплата растягивается на много лет.