Сергей Собянин берется в два-три месяца навести порядок в наследстве Юрия Лужкова

Сергей Собянин взялся навести порядок в главной части наследия Юрия Лужкова – инвестиционных контрактах Москвы. На их ревизию новый мэр отводит два-три месяца, чиновники думают уложиться в два года
Сергей Собянин велел проанализировать по крайней мере четверть инвестконтрактов/ РИА Новости

В Москве мутная среда инвестиционных контрактов, город – образец коррупции и бестолковости, отозвался о месте своей работы мэр Сергей Собянин. Москва утратила лидерство в сфере инвестиций, считает он, в числе объективных причин этого – насыщение рынка прямыми инвестициями, особенно в торговле и строительстве. Но то, как оформляются инвестконтракты, Собянина не устраивает.

Контрактов заключено на 40 млн кв. м, но половина из них мертва, а из другой половины 50% требует ревизии, заявил мэр – и пообещал провести инвентаризацию всех инвестпроектов и принять решения по ним через два-три месяца.

Чиновник в мэрии сообщает: всего в Москве заключено 1320 контрактов, порядка 200 реализуется. Примерно по 700 инвестконтрактам сорваны сроки выполнения.

По поручению мэра подготовлен план мероприятий, в соответствии с которым до 10 декабря этого года должна быть проведена инвентаризация действующих инвестиционных контрактов, говорит и. о. руководителя департамента экономического развития Москвы Марина Оглоблина: инвестпроекты проанализируют на предмет их фактического состояния и проблем, связанных с выполнением контрактных условий.

Один из московских чиновников рассказывает, что сначала префектуры должны провести ревизию всех контрактов. Информацию по тем, что не реализуются, они должны передать Москомархитектуре и департаменту по экономической политике. Те контракты, работы по которым не ведутся, будут расторгаться; если же они не реализуются по каким-то причинам, то по ним будет приниматься коллегиальное решение. Есть разделение, говорит собеседник «Ведомостей»: решение по мелким проектам будет принимать глава стройкомплекса Владимир Ресин, по крупным – комиссия.

Комиссия заседает каждую неделю, на первом заседании власти решили разорвать инвестиционный контракт на реконструкцию Пушкинской площади. На втором заседании, в прошлый четверг, рассматривалось семь вопросов, принято решение разорвать инвестконтракт по строительству торгового центра на Дмитровском шоссе, 110, рассказывает чиновник мэрии, а проект по гостинице «Пекин» отправлен на доработку – необходимо уменьшить административную часть здания.

Часть контрактов заключалась в расчете перепродать проект или привлечь инвестора, у многих проблемы возникли на этапе согласований и разрешений, знает управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев: из заявленных примерно половина получает развитие и только примерно одна десятая доходит до завершения. «Инвентаризация по просроченным контрактам нужна, – уверен он, – сегодня при наличии в городе пустырей и заброшенных площадок все жалуются на отсутствие земли».

В 2006 г. созданный специально для инвентаризации инвестпроектов Московский контрольный комитет обещал все их проверить. Многие проекты заблокированы, но посчитать и разобраться со всеми Москонтроль не успел. В ряде случаев надо было принимать политические решения, объясняет близкий к комитету человек.

Есть множество объективных причин, по которым инвесторы не могут выполнить обязательств, быстро разобраться невозможно, полагает другой московский чиновник. К примеру, год назад расторгнуто несколько контрактов с S.Holding. В Выхине компания должна была построить три дома на месте двух пятиэтажек, которые город обязался снести, но не снес. Также в прошлом году, спустя пять лет после выигранного аукциона, «Интеко» предложила правительству расторгнуть контракт на застройку Молжаниновского района: территория не была освобождена от прав на нее третьих лиц.

Необходимо рассмотреть несколько сотен контрактов и если даже на каждой комиссии будут приниматься решения хотя бы по 10, то работы хватит года на два, продолжает чиновник, на двух прошедших заседаниях решений было принято от силы два-три, остальные проекты будут еще пересматриваться. «Главное – задать определенные векторы, а дальше нужна кропотливая работа», – возражает другой чиновник.